Святой Нос — мыс на Кольском
полуострове, разделяет Баренцево и Белое море, а также Мурманский
и Терский берега. Из летописей известно, что новгородцы идя
вдоль берегов полуострова, издали, за несколько десятков километров,
они видели далеко вдающийся в море скалистый нос. Ему вначале
и было дано название Терский нос. Терский мыс. Затем русское
название Терский мыс перешло на весь полуостров, а за мысом
закрепилось — Святой Нос, попав на карты западноевропейских
картографов в XVI веке. Норвежцы
этот мыс называли Вегестад (Путевой столб, или Путевая скала).
Действительно, при плавании из Норвегии в Белое море здесь
было необходимо резко менять курс.
Из описание путешествия, совершенного в 1496 году русским
посольством во главе с дьяком Григорием Истомой. По словам
Истомы, "Святой нос есть огромная скала, вдающаяся в
море, наподобие носа; под нею видна водоворотная пещера,
которая каждые шесть часов поглощает воду и с большим шумом
обратно изрыгает назад эту пучину. Одни говорили, что это
середина моря, другие — что это Харибда. ...Сила этой
пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы,
находящиеся поблизости, крутит их и поглощает и что они никогда
не были в большей опасности. Ибо когда пучина внезапно и сильно
стала притягивать корабль, на котором они ехали, то они едва
с великим трудом спаслись, налегши всеми силами на весла".
Существует старинная поморская поговорка "Где рыба
ни ходит, а Святого Носа не минует". Через Святой Нос
промышленники суда свои перетаскивали, от Волковой губы в
Лапское становище. Легенда утверждает, что у Святого Носа
водились супер-черви, которые протачивали
суда, во время их пути. Но по преданиям святой угодник Варламий
Керецкой, путешествуя из Колы на лодочке, червей этих заклял,
отчего они потеряли свою силу.
Йоканьга — первые упоминания
о населённом пункте Йоканьга существуют с XVI века. Саамский
погост (село).
Первым, кто создал военно-морскую базу в Иоканьге, был Николай
II. После начала I Мировой войны Главный Морской штаб быстро
понял, что отсюда проще всего контролировать Горло Белого
моря и восточный сектор Баренцева. В 1915 году и началось
строительство (Иоканьгская База – впоследствии Гремиха). В
1938 село было переименовано в Гремиху.
Город (военно-морская база) Островной был
построен в советское время в 3 км от Гремихи,
но до сих пор его нельзя было найти на карте (теперь можно).
В советское время город назывался Мурманск-140. Теплоходом
от Мурманска сутки пути. Из-за сильных ветров Гремиха носит
прозвище — "город летающих собак" (нар.).
В топонимике Кольского полуострова сохранилось интересное саамское название мыса на северном берегу озера Нотозера — Чуэтпедзнярк (чуэт — по-саамски сто, пэдз — сосна, нярк — мыс). На этом мысу растет всего одна сосна. При внимательном переводе получается — мыс Сосны из сотни, то есть Мыс Сосны, выделяющейся из сотни других сосен. А может, такое название было дано потому, что из всех росших на мысу сосен уцелела только одна.
1912 г. 3 июля. В гавани Христиании в настоящее время снаряжается шхуна «Св. Анна», бывшая «Пандора», построенная английским адмиралтейством в 1847 году для поисков северной экспедиции Франклина. Несмотря на такой почтенный возраст, «Св. Анна» считается до сих пор прекрасным судном. Ее приобрели на частные средства русские лейтенанты флота Брусилов и Андреев и на днях выходят на ней в Архангельск, а оттуда с половины июля будут идти северным великим морским путем к Берингову проливу, как шел Норденшельд.
"..зловещую картину — 63 покойника на двух судах загруженных товарами обнаружили, прибывшие в мае на промысел, архангельские поморы: «нашли-де они на Мурманском море два корабля: стоят на якорях в становищах, а люди на них мертвы; а товаров на них — сказали — много».."
МАШКА — швабра особой конструкции, как правило, из каболок пенькового троса, для драйки верхней палубы. “Взять Машку за ляжку”- вооружиться шваброй и драить палубу.
Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».