В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Литке Ф.П. Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля". - М.-Л., 1948. - 334 с. (тираж ... экз.)

[324]

ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

1 Берх Василий Николаевич (1781-1834) - моряк по образованию, участвовал с 1803 по 1806 год в первой русской экспедиции вокруг света под командой Лисянского на корабле "Нева". По возвращении в Россию, в связи с болезнью, вынужден был оставить флот, и посвятил себя литературной деятельности. Среди значительного количества сочинений исторического и историко-географического характера, которые и по сей день не потеряли интереса и научно-исторической ценности, была и вышедшая в свет в 1821 году "Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны". О ней и упоминает Литке в данном случае.

2 В 1815 году по инициативе и на средства графа Н.П. Румянцева, для отыскания северо-западного прохода, была снаряжена экспедиция на бриге "Рюрик". В ее организации активное участие принимал адмирал И.Ф. Крузенштерн (1770-1846), прославивший себя в 1803-1806 годах кругосветным плаванием на кораблях "Надежда" и "Нева".
По рекомендации Крузенштерна начальником экспедиции на "Рюрике" назначен был лейтенант О.Е. Коцебу, плававший с ним вокруг света.
Эта экспедиция закончилась в 1818 году; "Рюрику" не удалось выполнить главной задачи - пройти северо-западным проходом. Несмотря на это, по своим научным результатам экспедиция на. "Рюрике" явилась одной из наиболее значительных в первой трети 19 столетия. Во время трехлетнего плавания Коцебу был открыт ряд островов в Тихом океане и собраны богатые естественно-исторические и этнографические материалы.

3 Форстер Иоган-Рейнгольд (1729-1798) - натуралист и путешественник. Исследовал Волгу и Саратовскую губернию; сопровождал Д. Кука в его втором путешествии. Написал ряд книг о географических открытиях, из которых особый интерес представляет сочинение, посвященное истории исследований на севере (вышла в Германии в 1784 году).
Форстеру принадлежит идея считать Австралию частью света, а также предложение назвать пролив, отделяющий Азию от Америки, Беринговым проливом.
Живой язык и обилие нового, для того времени, материала, делали его сочинения особенно занимательными и интересными.

4 Парри Вильям-Эдуард (1790-1855) - английский путешественник, участвовал в 1818 году в экспедиции Росса для отыскания северо-западного прохода. С 1819 по 1827 год возглавлял четыре экспедиции, во время которых открыл пролив Барроу.
В двух основных сочинениях Парри подробно описывает свои полярные путешествия и открытия.

5 Нестор (1056-1114) монах-летописец Киево-Печорского монастыря; является составителем "Повести временных лет" - летописного свода, объединившего все более ранние летописные произведения. До наших дней "(Повесть временных лет" дошла уже значительно измененной. Наиболее древним и полным списком Летописи считается Лаврентьевский, относящийся к 1377 году. [325] Заволочьем Летопись называет территорию, расположенную к северу и северо-востоку за Волоком - водоразделом рек бассейна Белого и Балтийского морей и притоков Волги. Финские племена, обитавшие в Заволочье, получили название чуди (результат искажения готского слава thiuda - народ).

6 Легенда, идущая из летописи "Повесть временных лет", о том, что варяжские князья были призваны по воле народа для "уменьшения внутренних беспокойств своего отечества и безопасности его от внешних врагов", - не соответствует исторической истине. Составителю Летописи важно было доказать законность современной ему княжеской династии Рюриковичей и он использовал, распространенную тогда в Северной Европе легенду о призвании трех братьев-князей. Западноевропейская хроника рассказывает об обращении бриттов к Генгисту и Грозе (правильно - Хенгисту и Хорсе), и русский летописец в "Повести временных лет" эти же слова приписал славянам в их обращении к Рюрику и его братьям.
Сейчас ученые-историки считают возможным, что Рюрик со своей дружиной был действительно приглашен, но не народом вообще, и не как защитник отечества славян, а "...в качестве вспомогательной наемной силы, как это делалось неоднократно и позднее одною из борющихся сторон, когда в Новгороде обострились "усобицы". Рюрику удалось узурпировать власть и, может быть, даже положить начало новой династии. Рюрик, однако, смог удержать власть только при условии слияния с русским народом, что, как нам известно, и произошло". (История СССР, т. I, Госполитиздат, 1947, стр. 76).
Что касается времени поселения новгородцев в "двинской стороне", тут Литке, по-видимому, тоже ошибается. "Повесть временных лет" называет в числе призывающих Рюрика, кроме славян и неславянские племена - чудь и весь, жителей Заволочья. Очевидно, у славян с этими племенами были уже налаженные взаимоотношения и общие интересы, и не может быть, чтобы предприимчивые новгородцы, уже в то время, не селились в богатой пушниной, рыбой и лесом "двинской стороне".

7 Половники - в северной России крестьяне, арендующие землю за часть урожая - исполу.

8 Буса - большая долбленая лодка с острым носом и плоской, как бы обрубленной кормой. Шняка - рыболовное одномачтовое, плоскодонное судно, употреблявшееся на севере России поморами. Грузоподъемность его не превышала 5 тонн.
Шняка обладала очень плохими мореходными качествами и употреблялась для рыбной ловли лишь из-за крайней бедности поморов.

9 Миллер Федор Иванович (Герард Фридрих) (1705-1783). Родился в Вестфалии. С 1725 года, приглашенный Петром I в Россию, преподавал в Академическом университете. С 1733 по 1743 год участвовал в Великой северной экспедиции Академии наук. В результате десятилетнего пребывания в Сибири открыл и вывез огромное количество архивных документов. С 1748 года официально назначен историографом.
Собранные и систематизированные им архивные материалы, и в частности, летописи имели большое значение для изучения истории, географии, этнографии и археологии Сибири. Его сочинение, опубликованное в 1750 году (1-й том) "Описание Сибирского царства", является и в наши дни ценнейшим источником знаний о прежнем населении и истории исследования этого края.

10 Маркезит (правильно - марказит) - серный или медный колчедан. Марказит - арабское название колчедана.

11 Дорадо, или Эльдорадо - в средние века название страны, которая, по представлению европейцев, основанному на индейских легендах, находилась в испанской Гвиане и изобиловала золотом и драгоценными металлами.

12 Так называли Молуккские острова, расположенные между Целебесом и Новой Гвинеей.
[326] Молуккские острова, открытые испанцами в 1512 году, являются родиной гвоздики и мускатного ореха, за что они и получили название Пряных.
В 17 столетии голландцы вытеснили испанцев и сделали острова главным пунктом Нидерландско-Ост-индской компании.

13 Себастьян Кабот (около 1472-1557) - первый выступил в Англии с проектом плавания в Китай северо-восточным проходом. На этом основании многие историки- географы приписывали ему самую идею плавания через Северный Ледовитый океан в Китай и Индию. Это неверно. Впервые эта мысль была высказана в начале 16 века замечательным русским географом Дмитрием Герасимовым, и через него же она была внесена "в круг ученых Западной Европы" ("Очерки по истории русского землеведения", М.С. Боднарский, 1947 год).
Своим авторитетом и славой полярного мореплавателя Себастьян Кабот обязан скорее своему отцу, Джону Каботу, открытия которого он приписывал себе. Благодаря организаторским способностям и красноречию, С. Каботу удалось привлечь внимание к. своему проекту английских купцов и организовать "Общество купцов-изыскателей", которое впоследствии превратилось в известную "Московскую компанию".

14 Форбишер Мартин (1535-1594) - английский мореплаватель, совершивший с 1576 по 1578 год три безуспешные попытки открыть северо-западный проход.

15 Планций Петр (1552-1622) - голландский богослов. Обладал большими познаниями в области астрономии, геодезии, географии и мореходного искусства. Выступил с проектом достижения Индии северо-восточным проходом и сам составил карты для этих плаваний.

16 Суперкаргом называется лицо, заведующее на корабле приемом и выдачей грузов.

17 Фальконет - чугунная пушка, имеющая канал цилиндрической формы. На кораблях употреблялись фальконеты, стрелявшие ядрами до 1,2 кг весом.

18 Это неверно, так как плававший вместе с Баренцом Геррит де-Фер в опубликованном дневнике, который он вел во время этого путешествия, писал: "...но ведя в течение долгого времени сидячий образ жизни, многие заболели болезнью, которую называют цингой".

19 "Наволоком" поморы называют тупые мысы. Это выражение широко распространено по Мурманскому берегу и Белому морю.

20 Блау Вильгельм (1571-1638) - голландский математик, картограф и типограф- издатель. Известен как составитель замечательных земных и небесных глобусов и географических атласов.

21 Склянка: во флоте обозначает получасовой промежуток. Отсчет времени производился но песочным часам (которые, собственно, и назывались склянкой). Счет начинался в 12 час. 30 мин., когда один удар в медный колокол извещал об этом команду корабля. Через полчаса били два раза и т. д. до четырех часов дня. В четыре часа отбивали восемь склянок, после чего счет начинался снова от 1-й до 8 склянок.

22 Эфемеридами называются ежедневные таблицы видимых положений на небесной сфере солнца, луны и других планет.

23 Явление рефракции, получившее свое название от латинского слова 'refractus' - преломленный, заключается в разной степени преломления световых лучей в различных слоях атмосферы в зависимости от их плотности. Путь луча в атмосфере представляется кривой, выпуклой в сторону менее плотных слоев.
Различают рефракцию астрономическую и земную.
В результате астрономической рефракции мы видим небесные светила выше их действительного положения. Только в моменты нахождения светила в зените, его положение не искажается рефракцией. По этой причине в высоких широтах сокращается продолжительность полярной ночи. Например, на 75° с.ш., где ночь должна продолжаться 3 месяца, она сокращается на 12 дней.
[327] Земной рефракцией видимо изменяется действительное положение, формы и размеры земных предметов. Световой луч, идущий от предмета в глаз наблюдателя, искривленный рефракцией, образует дугу радиусом в 7-8 раз больше радиуса земли. Естественно, что видимый горизонт при этом повышается и расширяется, а это дает возможность видеть предметы фактически скрытые за горизонтом.

24 Гудсон Генри (1550-1611) в свою четвертую экспедицию в поисках северо-западного прохода в 1610 году достиг Гренландии, открыл пролив, носящий с тех пор его имя, проплыл мимо Лабрадора и вынужден был зазимовать в заливе, который впоследствии также был назван его именем. Когда над зимовщиками нависла угроза голода, команда взбунтовалась и, связав Гудсону руки, бросила его с малолетним сыном и пятью приверженцами в шлюпку, которую пустила в открытое море.

25 Наклонение магнитной стрелки, или магнитное наклонение, измеряется углом, который образован магнитной стрелкой, подвешенной на нити, с плоскостью горизонта.
Магнитное наклонение подвержено вековым, годичным и суточным колебаниям. По данным 1935 года магнитное наклонение в Маточкином Шаре равнялось 80°30'.

26 Николаиты - религиозная секта, учение которой считалось еретическим. Николаиты допускали получение "божественного откровения" непосредственно отдельными лицами из среды их секты.
Данная мистическая секта получила распространение в первых веках христианства; николаиты исповедовали общность жен и практиковали оргиастические обряды. Вряд ли Ламартиньер приписывал ненцам и поморам данную ересь. Скорее выражение путешественника следует понимать в переносном значении: "николаиты" - те кто поклоняются Св. Николе, культ которого был весьма распространен на Русском Севере, так как он считался покровителем и заступником мореходов.

27 Герберштейн Сигизмунд (1486-1566) родом из Хорватии. После двоекратного посещения России составил подробное ее описание, которое вышло в свет в 1549 году. На русском языке впервые появилось в 1748 году.
Описание Герберштейяа и составленная им карта основывались на расспросных сведениях и памятниках русской письменности.

28 Гульден - монетная единица в Нидерландах, чеканилась из серебра 900 пробы, весом в 10 граммов и во времена Литке, равнялась 78,1 копейки.

29 Отшествие - морской навигационный термин. Он означает удаление от меридиана отшедшего пункта в милях, считаемое по параллели средней между параллелями отшедшего и пришедшего пунктов, и равно пройденному расстоянию (плаванию), умноженному на синус угла.

30 Склонение компаса или магнитное склонение измеряется углом, образованным линиями магнитного и географического меридианов. В зависимости от того, в какую сторону отклоняется северный конец магнитной стрелки, склонение будет соответственно западное или восточное. Восточное склонение принято считать положительным. По данным 1935 года, магнитное склонение в Югорском Шаре равняется 22°35' восточное.

31 Лудка или луда - распространенное в Белом море, на Мурманском берегу и на Новой Земле поморское название небольших, длинных, каменистых, чаще прибрежных, островов.

32 При необходимости развернуть судно, снять с мели или перетянуть на другое место без помощи парусов применяется "завоз" ("верпование"). На шлюпке завозится якорь (чаще верп) и судно подтягивается к нему, сматывая якорный трос.

33 Форштевень - деревянный брус, составляющий переднюю оконечность судна.

34 Щер-боты или шхер-боты, - боты, построенные специально с учетом особенностей плавания в шхерах.

35 Прикладным часом называется средний промежуток времени между моментом прохождения луны через меридиан места и полной водой во время прилива.

36 Обсервованная широта - это географическая широта места, определенная с помощью астрономических наблюдений.

37 Пеленг - засеченное по компасу направление на какой-нибудь предмет, удаленный от наблюдателя.

38 Сизигией называется такое положение луны, когда долгота ее равняется долготе солнца (новолуние) или отличается от нее на 180° (полнолуние).

[328]
39 Эта мысль Лудлова была совершенно верной. Сейчас нам уже известны на Новой Земле многие месторождения полезных ископаемых.

40 В данном случае Литке неправ: находка Лудлова весьма возможна. Горы Новой Земли в основном сложены метаморфизованными, смятыми в складки и разбитыми сбросами, осадочными породами, лишь изредка переслаивающимися с изверженными породами.

41 Экспедиции 1819 года под командой Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. Н. Васильева посылались для исследования полярных стран южного и северного полушария. Беллинсгаузен прошел ни юг до 70° ю.ш. и опроверг мнение Кука о невозможности плавания в этих широтах из-за сплошных льдов. Беллинсгаузену принадлежит честь открытия Антарктиды.
Васильев должен был пройти через Берингов пролив, описать по пути берега Сев. Америки и найти путь в Атлантический океан. Однако он вернулся в Россию, не выполнив поставленной перед ним задачи ни в этом, ни в следующем плавании, в 1820 году.

42 Саленгом называется деревянная рама, укрепленная на продолжении мачты - стеньге, и служащая для отвода снастей.

43 Счислимая широта - географическая широта места, определенная по расчету скорости движения судна, [времени пути и истинного курса.

44 Альфред Великий (871-901) - король англосаксов, успешно боролся с набегами норманнов. Умело использовал разложение и упадок родовой аристократий для укрепления королевской власти. Покровительствовал наукам, содействовал развитию торговли, интересовался путешествиями и сам снаряжал экспедиции на север. Герой многочисленных легенд.

45 Меркатор (Кремер) Герард (1512-1594) - знаменитый нидерландский математик и географ-картограф. Сначала занимался граверным мастерством и изготовлением научных приборов. Позже составлял карты и географические пособия и создал знаменитый "Атлас" с описательным текстом - "Космографией" в 76 глав. С тех пор сборники карт стали называться "Атласами". Меркатор изобрел несколько географических проекций, из них и сейчас употребляется цилиндрическая, т.н. меркаторская проекция земли, на которой создаются почти все морские карты. На этих картах путь следования корабля изображается прямой линией, секущей все меридианы под одним и тем же углом. По этой линии с помощью компаса ведут судно.

46 Эллингом назывался сооруженный у воды наклонный помост с крышей, на котором строились суда.

47 Килевать судно - класть судно на бок так, чтобы можно было производить осмотр и ремонт его подводной части. Специально оборудованный для этого участок приглубого берега, называется киленбанкой.

48 Обрубки старого пенькового такелажа называются ворсой. В зависимости от их состояния, они по разному утилизируются. Лучшая ворса идет на перевязывание парусов, худшая - на изготовление стирок (маленьких швабр) и т. д.

49 Грот-мачта - вторая мачта с носа.

50 Брандвахта - сторожевое военное судно (как правило, фрегат), при порте для таможенных, санитарных и других целей. На нем производилась регистрация приходящих на рейд и уходящих с него судов.

51 Палы служат для прикрепления к ним судна и представляют собой пучок свай, забитых в грунт.

52 Марфа-посадница - вдова новгородского посадника Исаака Борецкого. Возглавляла правящую в новгородской боярской республике группу крепостнического и военного боярства. Новгородское боярство, боясь потерять власть, пыталось препятствовать историческому прогрессивному процессу собирания Руси и противодействовало объединению с Московским государством.
[329] В 1479 году, когда Иваном III было закончено присоединение Новгорода, Марфа Борецкая была сослана и пострижена в нижегородский девичий монастырь. Год смерти ее не известен.
Есть основания полагать, что Марфа была замужем дважды и от первого брака имела двух сыновей, о которых упоминает Литке, - Антона и Феликса.
Никольскому монастырю Марфа подарила из своих колониальных вотчин "три села, пожни и рыбные ловли" на острове Лавле, по pp. Малокурью, Кудьме и Неноксе.

53 Шпангоутом называется поперечное ребро судна. При сплошном наборе шпангоуты набираются вплотную с минимальными промежутками.

54 Рангоут - деревянные части парусного вооружения судна: мачты, реи, бушприт и т. д. К ним прикрепляются снасти и паруса.

55 Порты - отверстия в борту судна. Для грузов - грузовые порты; для стрельбы из орудий - орудийные порты.

56 Боканцы - деревянные или металлические прямые балки, выдающиеся за борт судна и служащие для подвешивания шлюпок. Боканцами также называются небольшие выстрелы в носовой части парусного корабля, к концам которых через блоки тянут парус (фока-галс).

57 С помощью инклинатория (инклинатора) измеряется величина магнитного наклонения.

58 Фосбрей - пониженный вал, перед более высоким главным валом, использовался как стрелковая позиция.
Откос земляного рва, ближайший к главному валу (к защищающемуся), называется эскарпом: противоположный откос - контрэскарпом, расположенная за ним земляная насыпь - гласисом.

59 Ретраншемент - дополнительная внутренняя оборонительная ограда, устраивавшаяся с целью продлять сопротивление при прорыве противником основного ряда оборонительных сооружений.

60 Стоп-анкер - самый большой из якорей типа верпов. Как и верп, употреблялся для завоза с судна на шлюпках в тех случаях, когда надо судно снять с мели, перетянуть на другое место или закинуть ему корму.

61 Выражение "лежать правым галсом" определяет курс судна относительно ветра, который в этом случае дует в правый борт (по движению).

62"Лечь бейдевинд" - значит плыть так, чтобы ветер дул навстречу или под углом к кораблю. Когда угол, под которым дует ветер, равняется 40-67,5°, курс судна относительно ветра называется крутым бейдевиндом, при больших углах - полным бейдевиндом.

63 Шкафутом на парусных военных кораблях назывались дощатые переходы, лежащие по бортам и соединявшие поднятую кормовую часть (бак) с верхней палубой (шканцами).

64 Перлинь - пеньковый трос толщиною от 3 до 5 см.

65 Брам-стеньгой называется рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги, которая в свою очередь является продолжением мачты (как бы надставкой). В зависимости от принадлежности к той или иной мачте брам-стеньги получают название: фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга и т. д.
Лисель-спирт - также рангоутное дерево, предназначенное для постановки вспомогательных парусов (к прямым).

66 Русленями называются деревянные площадки на бортах парусных кораблей, на которых укрепляются блоки для натягивания вант - снастей держащих мачты.
На грот-русленях помещались блоки, натягивающие ванты грот-мачты (второй мачты с носа).

67 Часовым углом (светила) называется сферический угол, образованный при полюсе меридианом наблюдателя и меридианом светила. Часовой угол измеряется дугой [330] экватора от точки пересечения последнего меридианам наблюдателя в сторону запада до точки пересечения меридианом светила и выражается как в градусной так и в часовой мере.

68 Рострами называется совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне. Они обычно складываются вместе, обвязываются и покрываются матами. В середине оставляется место для баркаса, шлюпки или временно снимаемых рангоутных частей.

69 Марсели - прямые паруса. "Зарифить марсели" - значит уменьшить их площадь, собрав к кромке и увязав короткими веревочками - рифами. По принадлежности к мачте, марсели называются фор-марсель, грот-марсель и т. д.

70 Крепкий ветер, при котором судно может нести только самые нижние паруса, называется ундер-зейлем.

71 Траверсом называется направление, перпендикулярное диаметральной плоскости судна.

72 Фордевинд - попутный ветер.

73 Фокстаксель - треугольный парус, поднимающийся по лееру перед фок-мачтой.

74 Крюйс-пеленг - навигационный прием. Его применяют тогда, когда нельзя определить расстояние от корабля до визируемого предмета. В этом случае берут через известный промежуток времени два пеленга одного и того же берегового пункта. После этого, зная скорость движения, построением треугольника на карте, точно определяют местонахождение корабля.

75 Булинь - снасть, при помощи которой наветренная сторона паруса вытягивается к ветру. Принимает название того паруса, к которому прикреплена. У каждого паруса по два булиня: булинь "справой" и булинь "слевой".

76 Для показания своего места, на судах жгли фальшфееры - бумажные гильзы, набитые горючим материалом. Фальшфееры употреблялись также и для иллюминации.

77 Шкоты - снасть, с помощью которой растягиваются нижние концы парусов.

78 Зеефакел (морской факел) - распространенное в XVII в. собрание географических карт и лоций, изданное в виде атласа голландцем Фан-Кейленом.

79 Весновальский промысел (веснованье, весива) - у поморов весенний промысел на морского зверя и треску в Северном океане и Белом море.

80 Заколы - способ ловли рыбы сетями распространенный на севере России. При ловле заколами сети располагаются в два ряда. Один ряд состоит из сплошной сети, а второй из нескольких сетей меньшего размера. В промежутках между малыми сетями ставятся сетевые воронки, узкой частью направленные к сплошной сети.

81 Фертоинг (фертоен) - стоянка судна на двух якорях. При этом судно, постоянно находясь между якорями, приобретает необходимую неподвижность.
Ошвартоваться - укрепить судно при помощи троса или цепи (швартов) к причальному фронту набережной или к другому судну.

82 Плехт - правый становой якорь. Даглис - левый становой якорь.

83 Эта рыбка, длиной не превышающая 20 см, интересна тем, что не имеет брюшного плавника и плавательного пузыря. Широко применяется и сейчас как нажива при ярусном лове трески и пикши.

84 Антретное расстояние {от голландского - omtrent) - расстояние, определенное приближенно, на глаз.

85 Сулоя или сувои - поверхностное волнение в виде завихрений и всплесков. Образуется в местах встреч течений, имеющих разное направление. Сулои у Святоносского мыса, по рассказам поморов, заметен в море более чем на 10,5 км.

86 Остров Кильдин представляет плато высотою до 280 метров; сложен доломитами и глинистыми сланцами (гиперборейская формация). Замечательным является наличие в нижних слоях этиллитов т.е. древних моренных отложений.

[331]
87 Смугглер (английское - smuggler) - контрабандист.

88 Дрег - небольшой якорь весом до 48 кг. Употребляется сейчас на шлюпках.

89 Явление, которое описывает Литке, носит название фата-морганы или миража.
Наблюдатель видят искаженное отражение предмета, происходящее на границе двух слоев воздуха разной плотности. Во время дрейфа судна Ф. Нансена "Фрам", экипаж его принял за землю обломок деревянного черпака, размеры которого фата-морганой были увеличены в сотни раз.

90 Щенки гренландских тюленей первые восемь дней своей жизни называются "зеленцом"; до четырех недель, когда они имеют густой и пушистый белый мех - "белком", а после первой линьки (во время которой называются "хохлушей") они приобретают серый мех с темными пятнами и в этот период носят название "серка".

91 В то время морской министр; содействовал Литке в снаряжении экспедиций.

92 В это время - с 1820 по 1823 год - Ф. М. Врангель производил опись берегов Сибири восточнее устьев р. Колымы.

93 Сейчас это уже не остров, а полуостров, благодаря тому, что берега Новой Земли испытывают поднятие.

94 Эта система водных путей называется Мариинской системой. Мысль об ее устройстве впервые принадлежала Петру I, но осуществлена была только в 1808 г. Общая длина водной трассы (естественных и искусственных путей) равняется 1 146 км.
В связи с постройкой Беломорского канала, Мариинская система приобрела сейчас новое значение, как соединение водными путями Северного Ледовитого океана с Волгой.

95 Галиот - голландское двухмачтовое судно небольшой осадки. Этот тип судов занесен в Россию голландцами в XVIII в. Во времена Литке употреблялся преимущественно на Ладожском и Онежском озерах и реже на реках бывшей Олонецкой губернии.

96 Стеклинь - линь спущенный (свитой) из шести нитей лучшей пеньки, по две в пряди.

97 Зоной заплесков называется никогда не затопляемая полоса берега между линией наивысшего предела заплесков волн и наибольшего приливного (или полного) уровня.

98 Мористее - дальше от берега, больше в море.

99 Бимсы - деревянные (или железные) балки, соединяющие борта корабля.

100 Поворот через фордевинд - поворот судна, когда оно пересекает линию ветра кормой. Когда, поворачивая, судно пересекает линию ветра носом, - поворот называется - оверштаг.

101 Кильсон - продольный брус, обеспечивающий продольную крепость и связь между шпангоутами.

102 Греп - у парусных судов нижняя часть водореза (деревянного бруса, крепившегося к форштевню), которая соединялась с передним концом киля.

103 Старнпостом называется часть кормы, выступающая над местом крепления руля.

104 Спации (шпации) - промежутки между шпангоутами.

105 Транцами называются горизонтально расположенные брусья, которыми набирается нижняя часть "срезанной" плоскости кормы.

106 Симпиезометр - прибор для измерения давления воздуха.

107 В результате троекратных безуспешных попыток обогнуть мыс Желания и попасть в Карское море у Литке сложилось мнение не только о невозможности плавания вокруг северо-восточной оконечности Новой Земли, но и о недоступности для правильного судоходства Карского моря.
Академик Бэр, основываясь на выводах Литке, писал о Карском море как о "ледяном погребе". [332] По замечанию В.Ю. Визе, ошибочное мнение Литке: "немало задержало практическое разрешение вопроса о Северном морском пути в западную Сибирь". (В. Ю. Визе "Моря Советской Арктики", Л., 1936, стр. 94).

108 Брамвант - снасть стоячего такелажа, удерживающая брам-стеньгу с боков.

109 Анахарсис - скифский мудрец, герой сочинения Бартелеми.

110 Найтовый конец - трос, которым перевязывают, соединяя, два или несколько предметов (два других троса, несколько рангоутных деревьев и т. д.).
Обыкновенно применяется бывший в употреблении, но еще достаточно прочный трос.

111 Очевидно это было гало - явление, которое обычно наблюдается, когда солнце (или луна) бывает закрыто легкими перисто-слоистыми облаками или пеленой тумана. Оно происходит вследствие преломления и отражения в мельчайших ледяных кристалликах световых лучей.
В арктических морях наблюдается довольно часто.

112 Здесь Литке подразумевает экспедиции Джона Росса в 1818 году на "Александре" и "Изабелле", Вилиама Парри в 1819, 1821 и 1824 годах на "Гекле" и "Грипер", и "Гекле" и "Фури".

113 Экспликация (лат.) - разъяснение.

114 Шпирт-бакен-поплавок, к которому прикрепляется шест вехи, ограждающей опасное место или указывающей фарватер.

115 Рым канатного стопора - железное кольцо у приспособления, предназначенного для удержания якорного каната, когда отдай якорь. Брашпиль - машина для подъема якорей.

116 Названа банкой Литке.

117 Государственные крестьяне - до отмены крепостного права, полусвободные земледельцы, не являвшиеся частной собственностью владельца. Впервые появились при Петре I.
Подушный оклад был введен Петром I как материальный источник содержания армии и им облагалось все население. С течением времени от подушного оклада были освобождены купцы и мещане и эта подать приобрела характер сословного крестьянского налога.
С 1894 г. подушный оклад не взимался, но был заменен другими налогами.

118 Бакштов - конец, выпускаемый с кормы судна, стоящего на якоре, для крепления за него шлюпки, находящейся на воде.

119 Это предположение Литке неверно. Большинство современных ученых считает, что слово "самоед" произошло от финского корня "саами", "суоми", "саме".
Интересна гипотеза, высказанная в свое время известным художником-путешественником А. А. Борисовым. Он полагает, что "самоед" происходит от "сам один", т. е. живущий особняком, отдельно. В быв. Архангельской губернии самоедов называли "самодь", "самоди" "сам-один", где, как пишет Борисов, "очень прозрачно сквозит корень этого названия". Сейчас, однако, это предположение отвергается.

120 Здесь подразумеваются морские зайцы. Морской заяц или лахтак самый крупный представитель семейства тюленей. Он имеет желтовато-серую окраску, темнеющую на спине и серебристо-серую на морде и горле. В длину достигает 2,5 м, а весом до 300 кг.

121 Анжу Петр Федорович (1797-1869)- моряк, в 1820 году был начальником экспедиции для описи северных берегов Сибири. Результаты этих работ изложены в VII части "Записок гидрографического департамента". Эта экспедиция впервые сняла точную карту побережья Сибири от Оленека до Индигирки и доказала отсутствие земли к северу от островов Котельного, Фалеевского и Новой Сибири.

 

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика