В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век
Кильдинский разворот

«Экспедиционный отряд подводно-технических работ и морского транспорта» – так романтически называлась контора, в которой я имел честь работать после армейской службы. При конторском профсоюзе существовал поисковый клуб, при клубе Димон – его основатель и бессменный председатель, большой любитель подводных погружений, женщин и приключений. Мы подружились.

В мае 1985 года появилась возможность побывать на полуострове Рыбачьем и острове Кильдин – чохом. По информации, некая агитбригада давала шефские концерты в воинских частях, а фрахт судна оплачивал наш профсоюз. Председатель профкома был хороший человек и по его указанию меня, Димона и примкнувшего к нам любителя приключений Женю (втроём веселее), внесли в судовую роль. Стали собираться. Взяли с собой снаряжение: баллоны, гидрокостюм «Садко», двухместную надувную шлюпку, кинокамеру «Красногорск-3» и стали с нетерпением ждать назначенного часа.

Действующие лица

Отход был назначен на 12 часов дня. Поначалу спасатель «Вега», показался нам сомнительно-маленьким для путешествия по открытому морю.  Однако выбирать не приходится, что есть, то есть. Погрузили снаряжение, спустились в тесный кубрик, а там все занято комсомольцами из агитбригады. Пришлось вернуться и притулиться  в крохотной столовой. Кстати сказать, комсомольская агитбригада состояла из шести парней и трех голосистых девок,  лет по 17-19. Не успели мы отчалить, как молодёжь в кубрике загомонила, запела, пустилась в пляс, видимо репетируя какие-то сцены из предстоящего шоу.

Спасатель Вега

Идём, погода хорошая, штиль. Прошли Кольскую губу, свернули налево, без приключений прошли вдоль побережья и часов через пять вошли в Мотовский залив. Пришвартовались у пристани Большое Озерко. Комсомольцев тут же увезли военные, а мы пошли искать место для погружения. Побродили, посмотрели, выпили водки – погружаться решили на Кильдине. В Мотовском нам тогда показалось мелковато.. Утром приехали довольные приёмом комсомольцы и «Вега» развернулась курсом на остров Кильдин.

На выходе из Мотовского залива погода резко испортилась, стало серьезно штормить. Суденышко швыряло так, что на камбузе появились летающие тарелки, а так же кастрюли, ложки и прочие незакрепленные предметы и продукты. Из глубины кубрика потянулась молодёжь. Несмотря на опасность быть смытыми за борт, они рвались на свежий воздух. На верхнем мостике наблюдалось следующее зрелище: девчушки стояли на коленях опустив голову в ведро, юноши блевали за борт, а боцман, как паук, крепко обматывал всех концом и вязал к мачте. Любое сравнение высоты волн и длины нашего судна было не в пользу последнего. Адреналин зашкаливал.  Экипаж судна состоял из капитана, боцмана  и механика. Лишь их спокойствие, вселяло надежду на благополучный исход этого предприятия. Решив «будь, что будет» мы спустились в освободившийся кубрик и улеглись спать.

остров Кильдин

Разбудила нас тишина.  «Вега» стояла у причала «Западный Кильдин». Измученные переходом комсомольцы сгрудились на причале, их лица были зелены от качки и печальны от пережитого смертного ужаса. Но кому до этого дело - «Show must go on!». Приехали политруки-ракетчики и увезли несчастных (в кузове грузовика) в военный городок, где островитяне жаждали развлечений. Наша же троица направилась в городок своим ходом. Погода стояла свежая. Зарядами дул обжигающе холодный ветер со снежком. Надо сказать, что Кильдинский ландшафт резко отличается от Рыбачьего. Полуостров Рыбачий пологий, на нем растут многочисленные березки и кусты ивы, а здесь настоящий пустынный остров похожий на средневековый замок, с отвесными берегами и водопадами. Суровая нордическая красота.

Поднявшись в городок, заглянули в магазин на предмет покупки чего-нибудь, чего нет на материке. Увы, дефицитов не наблюдалось. Осмотрев достопримечательности и полюбовавшись видами на океан, спустились к причалу.

Димон и ДОТ на заднем плане

После, немного побродили по берегу и вернулись на судно. Затем договорившись с кэпом, «Вега» повезла нас на восток, взглянуть на уникальное озеро с весёлым названием «Могильное» и все таки погрузиться где-нибудь.

Пока шли к Восточному Кильдину обратили внимание на скопление боевых кораблей и подводных лодок в Кильдинской салме. Видимо проходили учения Северного флота, что тогда было не редкость. Особого значения этому факту мы не придали.

Восточный Кильдин, это пологий мыс с причалом и деревней пограничников – погранзаставой. Первое, что нас там поразило, это свиньи. Точнее, свинья с выводком поросят. Они деловито что-то рыли среди гальки, песка и морских водорослей.

 Погранзастава Восточный Кильдин, 1985 г., свиньи

Как-то необычно было слышать их хрюканье в этом суровом месте. Еще удивила неизвестной породы, белая, размером с медведя собака, лениво лежащая на причале. Таких больших собак я больше нигде не видел. Боцман ради знакомства, бросил псу кусок мяса. Первой, как ни странно, отреагировала свинья в три прыжка оказавшаяся на причале. Она ловко схватила мясо и умчалась прочь. Огромный пес посмотрел ей в след и лишь лениво шевельнул хвостом. Видимо он был сыт.

Вскоре появились хозяева места — пограничники, которые и показали нам озеро «Могильное», знаменитое своими морскими и пресноводными организмами живущими в одном месте. Оно оказалось рядом с их домиками. Озеро, как озеро. Затем радушные хозяева пригласили нас попариться в русской бане и отобедать. Баня была с угаром, обед не помню, но прием был очень тёплый. Узнав о том, что мы привезли с собой акваланг, командир части попросил нас об одолжении. С его слов, недалеко от берега лежал затонувший рыбацкий сейнер. На сейнере остались ПСНы (спасательные плотики) которые, по известной всем боцманам причине, не всплыли после кораблекрушения. Предлагалось найти этот сейнер и перерезать конец, стягивающий подрывной клапан, после чего плотик должен был самостоятельно всплыть. Мы согласились. Ночевали на судне.

По утру, накачали шлюпку, снарядили Димона в гидрокостюм, погрузили баллоны и на вёслах пошли к указанному месту. Я остался на берегу снимать все происходящее на кинопленку. До точки погружения было всего метров тридцать, на заднем плане виднелись силуэты боевых кораблей и подводных лодок. Хороший будет кадр, подумал я.

Димон ушёл под воду. Я снимал происходящее на киноплёнку. Неожиданно, на горизонте началась какая-то суета. Корабли стали разворачиваться, подводные лодки погружаться. Затем с тяжелого крейсера поднялся в небо вертолет и направился в нашу сторону. Вначале он завис над шлюпкой. От давления воздуха, резиновую шлюпку вжимало в воду. Казалось, она вот-вот перевернется. Повисев, вертушка резко развернулась и двинулась в мою сторону. Помню, как огромная железная птица, агрессивно ощетинившаяся пулемётами, зависла в пяти метрах над головой. Что им надо? Неожиданно из птицы раздался душераздирающий рык, кричали в мегафон:

– «Вы находитесь в зоне боевых учений! Немедленно прекратите съемку! Аквалангисты – на берег! Иначе мы вынуждены будем применить оружие!»

После таких угроз оставалось только резво, вприпрыжку, выполнять команды. Птичка же полетела к деревне и села, как мне показалось, прямо на крышу штаба.

По словам начальника погранзаставы диалог с моряками был короткий.

— Вы, что вашу мать себе позволяете? Полным ходом идут учения, отрабатываются боевые задачи, командующий на борту.. Он меня спрашивает: «А что это там за аквалангисты и человек с кинокамерой? Я такого сценария не припомню». Объясните, кто эти мудаки?

— Это наши люди. Мы им разрешили.

— Запомните, армейский! Вы пехота, земля ваша вотчина, а море наша! У себя на земле можете разрешать им хоть крабом стоять, а море наше хозйство, извольте стучаться прежде чем войти!

На этом разговор и закончился. Железная птица вернулась в гнездо, корабли вернулись на курс, орудия зачехлили, подводные лодки всплыли. Обошлось. Мы же попрощались с гостеприимными погранцами и перейдя на «Вегу» пошли на Западный Кильдин, забрать агитбригаду и вернуться в порт Мурманска.

Обратный путь прошёл без приключений. Больше на острове я не бывал.


 

© фото и текст И. Воинов, 1985-2009 гг.

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: https://supersteel.ru танки охладители молока закрытого типа охлаждение. *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика