В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Русская Лапландия и русские лопари


[51]

IV. Семейный и общественный быт лопарей.

Когда-то в прежнее время лопари жили родовою жизнью. Теперь среди них редко даже встречаются большие семьи. Разделы у них в большом ходу. Сыновья после женитьбы обыкновенно отделяются от отца и заводят собственное хозяйство. Только в том случае, когда у родителей один сын, он остается при них до самой их смерти. Но хотя роды теперь разбились, лопари не забыли о своем происхождении из какого-либо рода. Прежде каждый род имел свое родовое прозвище. Теперь их заменили русские фамилии: однако, за редкими исключениями, все семьи, происшедшие от одного рода, носят одну и ту же фамилию. Прежние лопарские имена заменились также русскими, но сильно искаженными: напр., Еван (Иван), Васьк (Василий), Меккаш (Михаил), Олесь (Александр), Сандра (Александра), Кадран (Екатерина), Маттеш (Матрена) и т. п.

Друг друга лопари называют или просто по имени, или же, обращаясь к почтенным людям, называют их и по отчеству. Если же кого-нибудь хотят особенно почтить, то прибавляют не только имя отца, но и деда, напр., говорят: Карп-Еван-Васьк. Здесь собственное имя — Василий, Иван — отчество, а Карп — имя деда.

Женщин лопари вообще называют “половинками” и, говоря о них заглаза, называют не собственным их именем, а по имени мужа или отца. О женщине молодой, напр., жене Василия, говорят Васьк-кава, т-е. жена Василия, Еван-кава — жена Ивана. Если же гово[52]рят про старуху, то скажут: Васък-агки, Еван-агки, т.-е. старуха Василия, Ивана. Но в тех случаях, когда обращаются лично к женщине, ее называют по имени и отчеству или, в роде того, как у нас, просто по отчеству: Егоровна, Ивановна и т. п.

Родственные связи у лопарей очень почитаются. Вообще лопари народ добродушный и гостеприимный; они любят принимать у себя гостей; но родственники, в особенности близкие, для них самые желанные гости. Хозяин ничего для них не жалеет. Он сварит мясо и хорошую рыбу; поставит на столь и пойду (оленье сало) и самое лакомое для лопаря блюдо — оленьи языки, а если есть у него водка, он не пожалеет угостить и ею дорогого гостя. Он сажает его на почетное место, кладет ему кусок за куском и уговаривает есть больше: “пур, пур” — ешь, ешь. И он старается делать все, что может быть приятно гостю, чтобы доказать ему свою радость.

Лопари отличаются миролюбивым характером, и в лопарской семье обыкновенно царит лад. Отношения между родителями и детьми обыкновенно хорошие и дружелюбные. Взрослые дети пользуются большой свободой. Так, напр., если сын или дочь сработают что-нибудь, это считается их собственностью, и отец без их согласия не продаст их работы и не возьмет себе денег. Если сын сделает сам кережку, отец не считает себя вправе продать ее. Он говорит покупателю: “не я работал ее, а сын; у него спрашивай. Кроме заработанного собственным трудом, у каждого члена семьи есть еще свои олени и овцы. При рождении ребенка принято, чтобы родные дарили ему оленей и овец. Весь приплод от этих животных поступает в его [53] собственность. Если сын хочет отделиться от отца или дочь выходит замуж, они берут с собой и свое стадо. С маленькими детьми лопари обращаются ласково и редко бьют их, и то обыкновенно в нетрезвом виде.

Жена пользуется в семье уважением. Хотя лопарь и говорить про жену: “жена моя — хочу люблю, хочу бью”, по на самом деле обыкновенно любит ее и живет с ней согласно. Когда муж и жена еще молоды, муж часто возит ее с собою в Колу или в другое ближайшее место, чтобы купить ей наряды. И потом уже в пожилом возрасте лопарю всегда доставляет удовольствие привести своей жене какой-нибудь подарок. Жена — постоянная советница и помощница ого. Они работают все сообща, помогая друг другу. Обыкновенно жена встает раньше мужа, разводит огонь в камельке и, если семья пьет чай, готовит его. Потом она будит всех, ставит на стол чайник и хлеб и приглашает сесть за еду. Она, конечно, варит обед и ужин. Она шьет одежды и обувь на всю семью, прядет шерсть и вяжет из неё рукавицы и чулки и ткет одеяла.

Она также рубит дрова, если лес находится поблизости от дома; плетет сетки для рыбной ловли и чинить их. Она же ловит рыбу в озерах и реках. Между тем муж занимается уходом за оленями, служит ямщиком; рубит в лесу — подальше от дома дрова и возит их продавать на оленях или сплавляет по pеке. Он ловит крупную рыбу в озерах и в морских заливах. Он же осенью собирает оленей. Вообще муж берет на себя работы, которые требуют дальних отлучек от дома; напротив, жена старается оставаться [54]Лопарки.[55] дома, работая, что можно, поблизости и присматривая за семьей. Но нередко можно видеть лопарок, которые отправляются на морской промысел или служат ямщиками.

Русские лопари женятся довольно поздно, редко в 20-летнем возрасте, чаще же между 25 и 28 годами. Раньше женятся только по нужде, когда нужно в семью работницу: “некому и хлеб печь, и платье шить”. В своей будущей жене лопарь ищет прежде всего, чтобы она была хорошей хозяйкой и работницей. Другое важное требование — чтобы она была богата. Но это второе ycловие еще не так важно. Богатый лопарь охотно женится на бедной девушке, если она хорошая хозяйка. В лопарских песнях и рассказах ясно говорится, как строго относится лопарь к невесте, которая не умеет хозяйничать. Вот для примера такой рассказ.

“Дело было зимой. Мать и отец уехали в гости, а обе дочери остались дома; у них дров не было припасено. А слышно, женихи “едут, колокольчики бряцают: “сылк, сылк, сылк” — очень яро и круто едут. А они не знали, что это к ним женихи едут. Приехали женихи, остановились у знакомых в погосте; народ и говорит этим девкам: “что вы, девки, стоите на улице? У вас и дров нет”. А женихи сняли с себя печок и яры, переоделись в другое платье, пошли в тупу, а у них холодно, огня нет, нет дров. Младшая сестра схватила топор и побежала в лес. А старшая взяла ветви, которыми пол был устлан, и положила в камелек, зажгла и стала чайник греть. Только у ней чайник согрелся, как младшая принесла сухих дров из леса. А женихи между тем не пьют чай, который им подала старшая сестра: не вкусен он, [56] согретый на ветвях. Младшая вылила этот чай, положила дров в камелек и стала вновь воду нагревать для чая. Принесла она и большого соленого сига, вымыла, накрошила и подала женихам есть. Потом когда чай согрелся, подала им чаю, и они поели и попили. Тот жених, что хотел жениться на старшей, ушел; шапку взял и ушел и больше не приходил. А хоть, кто хотел жениться на младшей, женился на ней1).

Камелёк в лопарской избушке.Наметив ceбе невесту, а иногда одновременно двух [57] ли трех, за которых он хочет свататься, лопарь приходит объясняться к родителям. Он приносит с собой угощенье-водку и, предложив им выпить, говорит: “Не пора ли мне жениться? Скоро буду уже и старик”. Родители обыкновенно отвечают: “Бог тебя благословит; где только ты думаешь жениться?” Тогда сын называет, кого наметил себе в невесты. Этим их разговор и кончается.

После того родители созывают чуть ли не всех родственников на родственный совет. Когда они соберутся, их угощают вином. Во время угощенья родители объявляют им, что сын их хочет свататься за такую-то. Родственники редко противоречат; сам совет — только обычай. Обыкновенно они дают согласие и только говорят: “не нам жить, а ему; сам знает”.

Затем начинается сватовство. Оно происходить неодинаково в разных местностях русской Лапландии. В одних местах жених идет один свататься; в других он приглашает себе на помощь свата; в-третьих, кроме свата, с ним идет и сваха. Наконец, иногда роль свата берет на себя отец жениха, роль свахи — мать.

Вот для примера, как происходит сватовство, в Ловозерском погосте.

Жених отправляется один к дому родителей невесты. Он стучится в дверь, говоря: “пустите прохожего человека ночевать”. Отец невесты уже заранее предупрежден о сватовстве и отвечает ему: “у меня нет квартиры для прохожих”. Жених обращается с такой же просьбой к матери, но и она отвечает отказом. Тогда жених говорит: “я не унесу ничего в доме”. Отец отвечает: “не унесешь хотя, а у меня [58] квартиры для прохожих нет”. Жених продолжает просить: “отвори, не унесу ничего”. После того открывают дверь, и жених, войдя в тупу, кланяется родителям невесты и говорит: “я пришел за уточкой; не могу ли уточку поймать?” На это ему отец отвечает: “мою уточку будет тебе солоно есть; я сделался стар, худо вижу — без неё не могу оставаться''. Жених возражает на это: “я буду уточку мою кормить; сыта будет она”. Если родители не хотят отдавать свою дочь, они отказывают, и жених уходит; если же согласны, то мать невесты, после обещания жениха кормить уточку, говорит: “коли будет сыта, можно отдать”. Отец тоже дает свое согласие, но тотчас высказывает условия, при каких должна жить его дочь: “будешь кормить, будешь ею владеть; тебе нужно её беречь, никому в обиду не давать, чтобы никто не обижал, ни чужие, ни свои. Именья мы даем своей дочери; возьми — слушайся жены, тогда можешь взять; будет слушаться — ты будешь слушаться: деньги наживете; не будете слушаться, ничего не наживете. А будете слушаться — все хорошо будете жить. Свекру и свекрови не давай в обиду: обижать будут, можешь прочь от них отойти”. Жених говорит на это: “я буду слушаться жены, не дам ее в обиду никому: ни своим, ни чужим”2).

Иногда сватовство происходит гораздо проще. Жених, приехав к родителям невесты, начинает просто кланяться и говорить: “отдайте дочку вашу замуж за меня”. Родители молчат. Жених еще несколько раз повторяет свою просьбу. Если они уверены, что сама [59] дочь желает за него выйти, они соглашаются и назначают день для рукобитья. В назначенный день приезжают родители и родственники жениха; отцы подают друг другу руки; кто-нибудь разнимает их. Родные жениха угощают родных невесты водкой, и договор считается заключенным.

При сватовстве непременно спрашивают согласия невесты. Если девушке нравится жених, она отвечает родителям: “как хотите, сами знаете”, или даже просто отмалчивается. Если же она не хочет выходить, то говорит родителям: “подите, да не пейте; а пить будете, то пейте не меня, а сухую чурку (дрова) или важенку3). Пусть он берет их женою, а не меня”. Просьба девушки всегда уважается, и если она не согласна на брак, то жениху отказывают.

После сватовства и рукобитья жених начинает часто ездить к невесте и постоянно возить ей какие-нибудь подарки, главным образом сласти.

Свадьба обыкновенно бывает зимой, когда лопари живут в зимних погостах и когда они свободны от спешных работ. Свадьба сначала справляется по старинным обычаям, и только потом уже через несколько времени, иногда даже через несколько месяцев, происходит венчание в церкви.

Свадебные лопарские обряды, так же как и сватовство, не сходны в разных погостах. Опишем, как происходит свадьба в том же Ловозерском погосте. Свадебный обряд состоит тут из двух частей: смотренья и стола. Смотрины всегда происходит накануне стола. Жених вместе с дружками созывает гостей [60] в дом невесты. Зовут в дом только богатых; бедные же всходят на крышу тупы, где пируют, и спускают отсюда внутрь, через трубу от камелька, cвoи котлы, куда им кладут мясо и водку. Когда все приглашения окончены, жених идет один в дом невесты. Мать невесты, встречая его, говорит ему: “я в люльке девку качала, у меня колени болят — надо полечить”. Жених дает ей денег, смотря по состоянию. Потом отец невесты говорит жениху: “я стар стал — денег доставать больше не могу; малолетнюю девку кормил, а теперь стар стал, глаза болят, хлеба доставать не могу”. Жених дает и ему денег, по крайней мере два серебряных рубля, которые прикладывает к его глазам. После этого жених садится рядом с невестой, не снимая шапки, на почетном месте; невеста же сидит с лицом, покрытым платком. В это время входят дружки и приносят невесте подарок, обыкновенно платок. После того начинается обряд похорон невесты. Жениха на время удаляют из тупы, невесту прячут среди толпы; затем вводят жениха и он должен искать свою невесту-уточку. Обращаясь к отцу невесты, он говорит: “покажи мне уточку, красива ли она или нет? Можно ли стрелять уточку можно ли замуж взять?” Отец отвечает: “можно”. После того жених ловит невесту, показывает её из дверей дружкам, которые берут ее за руки и приводят к жениху. Этим и кончается смотренье, иначе называемое “уточкой”4).

На следующий день бывает так называемый стол. Это пир, который устраивает на свой счет жених [61] в доме невесты. Жених и невеста исполняют на нем роль хозяев; она кланяются перед каждым гостем и угощают его, говоря: “кушай на здоровье”. Невеста бывает все еще покрыта платком. Когда всех обойдут с угощеньем, жених и невеста садятся за стол. Спустя некоторое время начинается прощанье. Мать невесты обращается к молодым и поет причитанье: “куда ты уходишь, как я буду без тебя жить, как будешь бывать, как проживать, как наживать деньги? Будешь ли мужа любить? Будешь ли жену любить? Не покинь, не оставь, живите хорошенько, не обижай мою дочку!”. Невеста говорит ей в ответ: “прощай, матушка”. Жених говорит матери: “спасибо, не покину ее, будем с ней вместе - хлеб есть”. С отцом прощаются просто: “прощай, айчь (отец)”. Потом жених с невестой обносят всех гостей водкой. Те поют и кладут в рюмку либо денег, либо сделанные из хлеба изображения оленей; сколько кто положит, столько должен потом подарить молодым оленей. После прощанья жених уводить невесту к себе в дом. Тут их встречают родители жениха и благословляют обоих иконой и хлебом; молодые кланяются родителям три раза в ноги. Отец говорит им: “живите на здоровье, живите в мире, слушайте друг друга, не грешите”. Потом следует самый обыкновенный, будничный ужин. Родители угощают молодых: “кушай, невестушка, кушай; не осуди, больше еды хорошей нет: что Бог послал, то и ешь”5).

Этим и заключается свадебный обряд. Самое важное в нем — это поимка уточки. В этом обряде, а [62] также в уплате выкупа за невесту сохраняется воспоминание о древнем обычае похищать невест и платить за них выкуп.


Когда в лопарской семье кто-нибудь умрет, то покойника или выносят в амбар, или же, если он остается в тупе, все родные выходят из неё и не живут в ней несколько дней. Тело обмывают, одевают и кладут в гроб. С похоронами обыкновенно спешат. Гроб ставят на сани и везут на оленях, или же в сани впрягаются сами родственники. Хоронят обыкновенно поблизости, где застала смерть; и только в тех немногих местах, где есть церковь, хоронят на кладбище. Могилы роют неглубокие — 1/2 аршина, редко аршин глубины. Их или просто засыпают землей или же, покрыв слоем земли, заваливают сверх камнями. После похорон устраивают обед. На обеде пьют водку, но пьянства при этом не бывает. Выпивая рюмку, лопарь говорить: “помяни Господи раба такого-то”.

У лопарей до сих пор сохранился обычай класть на могилу различные вещи и орудия, которыми умерший пользовался при жизни. Кладут, например, топор, рыболовные снасти; изредка оставляют на могиле сани опрокидывая их вверх полозьями. Ставят также на могилах кресты.

Отпевание при похоронах бывает только тогда, когда поблизости находится церковь, или если случайно в это время будет в погосте священник. Обыкновенно же только впоследствии, когда продет священник, его просят отслужить панихиду на могиле. Существует также обычай у некоторых лопарей — вскоре после похорон [63] отвозит священнику горсть земли с могилы, чтобы совершить над нею отпевание.

Родственницы умершего носят траур: черный сарафан и черную косынку, девушки до шести недель, а замужние год. В течение шести недель девушки не участвуют в играх и не ходят на вечеринки. Мужчины траура не носят.


Старинное родовое устройство лопарей до сих пор сохранилось в их способе владения землей. Вся земля в Лапландии поделена между погостами. Каждый погост имеет свой участок земли, на котором лопари других погостов не могут ни ловить рыбу, ни охотиться на диких и пушных животных. Границами между владениями разных погостов служат горы, реки, камни и т.п.

Земля, принадлежащая какому-нибудь погосту, поделена между его жителями на столько частей, сколько родов в этом погосте. Не делятся только горы, которые составляют собственность всего погоста.

Родовой участок, в свою очередь, делится между отдельными семьями, принадлежащими к этому роду. При делении земли между семьями стараются соблюдать возможное равенство: большим семьям дают и большие участки и лучшие рыбные тони; напротив, небольшим семьям достаются и меньшие участки. Семейный участок обыкновенно долго переходит из поколения в поколение. Но если какая-нибудь семья чересчур увеличится, и прежнего участка уже не будет хватать на её прокормление, тогда по общему соглашению ей нарезают новый кусок земли с тоней, или же заставляют, другую семью поменяться с ней участками. [64]

Делят не только рыбные тони, но и леса и луга, которые имеют сравнительно неважное значение для лопарей. В лесах еще лопарь добывает ceбе дрова и бревна для постройки жилищ. Что касается лугов, которых в Лапландии очень мало, то лопари по большей части сдают их в аренду жителям Колы и Кандалакши, которые держат коров. Арендатор, снявший луг, обязан по условию внести за лопаря причитающиеся с него подати и мирские сборы.

Родовое устройство, отразившееся на разделении между родами и семьями земельных участков, сохранилось, однако, не везде и не всегда. В жизни лопарей особенно важное значение имеют рыбные тони. Из них же наиболее важны морские тони, где ловится треска, и тони при устьях рек, где производится лов семги. Между тем как озерные и речные тони находятся в постоянном владении лопарской семьи и подолгу переходят из поколения в поколение, тони морские и находящиеся при устьях рек постоянно переходят от одной семьи к другой. Время от времени лопари какого-нибудь погоста сходятся на сход (суйм) и здесь точно определяют, сколько в то время имеется у них душ мужского пола и сколько у них всего тоней. За тем высчитывают, сколько мужчин приходится на одну тоню. Малосемейные лопари соединяются вместе на одну тоню. После того бросают жребий, кому какая тоня достанется. Семья большая, в которой много мужчин, получает часто две тони; между тем как две небольшие семьи получают вместе одну тоню. Этим лопари стараются достигнуть возможного равенства.

Каждая семья или партия пользуется своей тоней только один год. На следующую весну лопарь, полу[65]чивший первую тоню, переходит на место того, кто взял в прошлом году последнюю. Таким же образом меняются своими тонями и другие лопари. Когда все пересидят на всех тонях, тогда снова собирается сход и опять бросается жребий.

Лопари пользуются большой свободой в своих общественных делах, и сход или суйм у них имеет огромное значение.

Вся русская Лапландия разделена на две волости: Понойскую и Кольско-Лопарскую. Волости, в свою очередь, делятся на общества; а каждое общество состоит из нескольких погостов6).

При каждой из двух волостей есть свой волостной суд, чтобы разбирать тяжбы и преступления среди лопарей. Но лопари очень редко обращаются к волостному суду, как потому, что их погосты отстоят слишком далеко от волостных правлений, так и потому еще, что судьями в нем являются русские, а не лопари. Обыкновенно, когда у лопаря есть дело, требующее судебного разбирательства, он обращается к своему сходу.

Сход бывает или всего общества пли только погоста. Когда лопари всего общества съезжаются вместе, происходит и сход. Сход этот выбирает людей на общественные должности, распределяет, подати и повинности; он же разбирает и тяжбы между лопарями. Дела в сходе решаются не единогласно и не большинством голосов; тут всегда имеют особенное влияние наиболее старые и наиболее уважаемые лопари. [66]

Сход погоста собирается чаще. Его может созвать всякий лопарь, который имеет в том нужду.

Сходу общества или погоста приходится разбирать по большей части небольшие дела, напр., жалобы на убийство домашних оленей, на кражи, а также жалобы в случае ссоры и драк.

Убийство домашних оленей в последнее время встречается довольно часто. Какой-нибудь лопарь, отправившись на охоту за дикими оленями, не удержится и убьет встретившегося домашнего оленя, которые бродят на воле. Принеся домой убитое животное, он тщательно припрятывает его шкуру, по которой хозяин оленя может узнать его. Но часто скрыть следы все-таки не удается, и тогда хозяин жалуется сходу. Если сход признает вину, то заставляет виновного: 1) уплатить стоимость оленя; 2) вернуть шкуру и 3) заплатить еще штраф. Штраф состоит обыкновенно из водки, которую распивают потом и обвинитель, и судьи, и caм виновный.

Кроме суда схода, у лопарей существует еще третейский суд. Так как большую часть года они живут разрозненно, на рыбных промыслах, то далеко не всегда им удобно созывать сход. Поэтому в случае какого-нибудь недоразумения, обе стороны соглашаются, чтоб их рассудил какой-нибудь уважаемый старик. Такой судья, разобравши дело, старается примирить обе стороны. Когда мир состоится, виновный покупает водки, и все трое распивают ее вместе. Другого вознаграждения судья за свой труд не получает.


[56]
1. Н. Харузин. "Русские лопари".
[58]
2. Н. Харузин. "Русские лопари".
[59]
3. Важенка - самка северного оленя.
[60]
4. Н. Харузин. "Русские лопари".
[61]
5. Там же
[65]
6. В Кольско-Лопарской волости 17 погостов, составляющих три общества; в Понойской волости только четыре погоста.

 

<<<Предыдущая глава | Следующая глава>>>

 

© Текст Львов В. Л. , 1916 г.

© OCR Лысенко И. А., 2010 г.

© HTML Воинов И. В., 2010 г.

Оригинал

 

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама:
*


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика