Ануфриев Иван Петрович, 1865
или 1868-1937 Обоснование строительства порта-убежища
в районе о-ва Горяйнова близ восточной оконечности Кольского
полуострова.
Ануфриев И. П. Необходимость порта-убежища на
Белом море //Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. -
1912. - №10. - С.434-438.
Необходимость порта-убежища
на Белом море
[434]
Навигация 1910 года на Белом море и Ледовитом океане окончилась
для моряков-поморов очень печально. Осенью, во время свирепствующих
в октябре жестоких штормов погибло более 20-ти судов поморского
каботажного флота, некоторые суда погибли с полным составом
их экипажей; другие погибли - совершенно пропав без вести;
не знаю, сколько погибло в точности, так как сведений, по
крайней мере, в печати, до сего времени не было; у нас вообще
на севере и в частности в Архангельске нет никакого органа,
который бы собирал и регистрировал случаи крушения и гибели
судов; и людей, а потому точных сведений здесь привести я
не могу, но для целей этой записки это важности не имеет,
а констатируя факт лишь для иллюстрации, перехожу к причинам,
вызвавшим эти несчастья. Причинами гибели судов и людей, можно
считать следующие:
1) частые, жестокие штормы, сопровождающиеся снежными буранами
и продолжительными в это время года темными ночами,
2) быстрые, неправильные и притом совершенно неизученные приливо-отливные
течения, особенно в горле Белого моря при недостаточности
освещения берегов маяками и
3) полное отсутствие портов-убежищ на Белом море при отсутствии
природных бухт и якорных мест на протяжении от порта Архангельска
до М. Св. Нос, т. е. 3/4 части Белого
моря.
Эти три фактора, из которых первые 2 неизбежны, но могли
бы быть значительно уменьшены, смягчены мерами уже известными,
но, до сих пор на нашем севере не применяющимися; третий же
фактор может быть совсем устранен.
Белое море по своему географическому положению и очертанию
структуры его берегов можно разделить на несколько частей:
горло Белого моря, Мезенский, Двинский, Онежский и Кандалакшский
заливы. Каждая из выше поименованных частей Белого моря имеет
свои особенности, как в смысле силы направления ветров, так
течений, глубины, грунта, очертаний берегов и т. п. особенностей.
При плавании в каждой части моря все это приходится принимать
в расчет и внимание. Самыми опасными нужно считать северные
части моря - Мезенский залив и горло Белого моря, затем опаснее
других плавание в Онежском заливе, затем более безопасный
и спокойный это Кандалакшский залив и затем, наконец, Двинской
залив.
Почему я разделяю плавание по Белому морю на места опасные
и менее опасные, я постараюсь объяснить. Идя с океана в Белое
море, мореплаватель сразу попадает из простора в тесноту,
где кроме мелей, у Орловских кошек, суживающих проход до 12
миль - еще встречает быстрые и очень неправильные течения,
здесь же чаще, чем в других частях моря, встречаются и продолжительные
и густые туманы летом, а осенью здесь чаще встречаются шквалы
[435] от ветров N и NO со снежными
буранами, т. е. вместо летнего тумана, снежную мятель. Конечно,
всякий моряк поймет, что в густой туман или в снежную мятель,
среди быстрых течений и узости горла моря плавание очень опасно,
но опасность усугубляется полным отсутствием сносных хотя
бы якорных мест, где было бы можно укрыться на время тумана,
снежной мятели, шторма и продолжительной в сентябре и октябре
ночи; например, в штормовую со снегом осеннюю ночь громадный
риск оставаться под парусами на лавировке, а если нет возможности
лавировать против встречного шторма, когда судно теряет ход
и его дрейфует, то лучше пускайся по ветру и иди в океан обратно
на простор; но, бывает положение, что и отступление невозможно,
изорваны паруса, порвались снасти, поломало мачты и т. п.
аварии, положение очень критическое. Вследствие таких причин
главная доля судов гибнет в этой части моря. Мезенский залив
можно признать еще более опасным, но там плавает очень немного
парусных судов, особенно осенью, лишь суда местных жителей,
которые хорошо знают все опасности, но и эти знающие свой
залив, как свои пять пальцев, часто губят свои суда и гибнут
самым главным образом, потому, что Мезенский залив совершенно
лишен маяков, один Моржовский (до 1910 г. не освещал огнем
Мезенского залива); в настоящее время помещены на мысе Абрамов
новый маяк; но и этого еще далеко недостаточно. Теперь освещающий
Мезенский залив [маяк] очень недостаточен для ориентировки,
при страшно быстром течении и множестве мелей. Таким образом,
плавание горлом Белого моря от мыса Святой Нос до мыса Зимнегорского,
т. е. 180 миль, приходится совершать при очень опасных и тяжелых
условиях, особенно тяжелых для судов парусных, которым часто
противный ветер мешает проходить это расстояние моря, а переждать,
отстояться нет ни одного убежища; Онежский залив хотя и считается
опасным для плавания, но там, по крайней мере, есть много
островов и островков, где на время всегда можно укрыться от
бури, от снежной мятели, или перестоять темную ночь на якорях,
да и течения не так неправильны и не так быстры. Кандалакшский
залив еще лучше, там по обоим берегам можно найти убежища
в многочисленных его бухтах и проливах и если бы этот залив
был освещен маячными огнями, то плавание по нем было бы из
самых безопасных. Двинской залив, имея тихие течения и близость
благоустроенного порта Архангельска, всегда обеспечивает моряку
укрытие от шторма или темной ночи.
Кроме того, все 3 залива (исключая Двинского) служат для
плавания местных судов, а потому плавает на них судов вообще
гораздо меньше, чем в горле Белого моря, последнее есть проходная
и единственная морская дорога, которой идут как суда иностранные,
так и русские, как в Норвегию, так и на Мурманский берег;
а в последние годы, поздней осенью, в отгон на зимовку парусных
судов из Архангельска на Мурман и в Норвегию особенно участился,
опасность для которых особенно сильна в октябре; весной же,
когда суда из Норвегии и с Мурмана с рыбой возвращаются к
Архангельску и другим Беломорским портам, в это время почти
ежегодно приходится встретиться со льдами в том же горле Белого
моря, [436] а, отсутствие порта-убежища
часто ставит моряков в очень затруднительное и прямо опасное
положение.
Из всего вышеизложенного мною вытекает, что устройство порта-убежща
в горле Белого моря является необходимой потребностью для
Беломорского каботажного флота, а также и добавление маяков,
как в горле моря, так и во всех заливах. Этим можно бы было
много предотвратить несчастий и аварий. Теперь становится
вопрос: где устроить порт-убежище. Бухт, глубоких больших
устьев рек на пространстве от порта Архангельска до мыса Святой
Нос нет, есть лишь на этом почти 300-мильном пространстве
несколько островов, они следующие: у зимнего берега островок
Моржовец, но он далеко от морского пути, за Орловскими кошками
и в районе быстрых течений и окружен мелями и потому для оборудования
около него порта-убежища непригоден. У Терского берега, идя
из г. Архангельска в горло в 136 милях остров Сосновец, но
этот маленький островок, с маяком на нем, будет трудно и дорого
приспособить для порта-убежища; далее в 175 милях от Архангельска
остров Горяинов и Три острова, наконец, в 220 милях от г.
Архангельска, не доходя 30 миль до мыса Святой Нос, острова
Лумбовские, которые хотя и довольно велики, но имеют мелкие,
усеянные камнями проливы и входы, да и острова эти, расположенные
уже в более широкой и чистой части горла моря неудобны для
устройства порта-убежища. Значит, мы должны вернуться в средину
горла Белого моря и обратить внимание на Три Острова, кстати,
здесь при W - NW - N всегда отстаиваются суда, идущие из Архангельска
и обратно. Эти Три Острова видел еще первый русский Коронованный
Мореплаватель Петр Великий, когда в 1694 году провожал из
г. Архангельска иностранных гостей-моряков. Здесь центр горла
Белого моря, здесь же и самое узкое место его, вследствие
близости Орловских кошек, здесь самые сильные течения, здесь
летом чаще бывают туманы, осенью снежные вьюги, а весной скопляются
льды (я не упомянул островов Понойских лудок, но они для устройства
порта-убежища непригодны, так как очень малы сами по себе
и проливы между ними мелки и несвободны от подводных камней).
Три Острова на карте и среди поморов-моряков считаются становищем,
но вследствие плохой защищенности от NO - O - SO ветров, якорная
стоянка здесь очень опасна: осенью, при переменах ветра, с
моря быстро разводит зыбь, кроме того, существующее здесь
сильное течение, которым суда вертит на якоре и суда, рыская
и опутывая якоря, делают стоянку очень беспокойной даже в
тихую погоду; кроме того, стоять за островами (Три Острова)
глубокосидящим судам нельзя, так как пролив очень мелок, при
отливе не более 7-10 фут глубины, а потому стоят обыкновенно
в 1-2 верстах к югу от островов над бухтой Бакалдой; Бакалда
тоже считается становищем, но это очень тесная бухточка и
при том обсушная - пригодная скорее для дока, для ремонта
подводных частей судов, чем для укрытия от бури. Верстах в
пяти к югу от Трех Островов о. Горяйнов; этот остров довольно
большой, но необследованный, имеет от обоих концов корги,
а также есть корги и подводные банки и в проливе; может быть,
этот остров по обследованию окажется более удобным по глубине
для устройства здесь порта-убежища, я не знаю, - для этого
необходим промер около него и его [437]
пролива но вообще устройство порта-убежища самое подходящее
в этом районе островов Горяйнов - Три Острова, потому что
этот район занимает, как я выше упоминал, центральное положение
и с незапамятных времен служил и служит временной и постоянной
якорной стоянкой для проходящих судов.
Вследствие того, что место здесь пустынное (за 10 верст от
с. Поноя) и вообще нет никаких морских промыслов или торговли,
то оборудование как порта порта-убежища для приходящих лишь
судов, необходимо устроить пока следующие сооружения:
1) подробный и точный промер и с составление плана района
островов Горяйнова - Три Острова с их проливами и бухтами;
2) постановка малых маячных огней, с угловым освещением, створных
знаков, а на подводных камнях и банках железных штыков для
ограждения;
3) устройства рымов на всех надводных камнях, островах и в
проливах около якорных мест на мысах и
4) устройство, сооружение брекватера-волнолома для защиты
порта-убежища в таком месте и с таким расчетом, где окажется
более удобным по обследованию и промерке.
Конечно, на устройство брекватера потребуются средства, но
жалеть затрат не приходится, так как это крайняя необходимость,
да при том, благодаря небольшой глубине проливов, не более
12-15 фут, засыпать камнями гряду в 100-200 сажен не будет
стоить дорого, так как правильной формы облицовки в виде стенки
здесь не нужно будет делать, а нужно лишь забросать камнями
до уровня прилива и этого будет вполне достаточно, волны будут
разбиваться и не дадут развести большого волнения. Что касается
береговых портовых сооружений, то кроме маячных огней пока
ничего не потребуется, так как я выше упоминал, что этот порт-убежище
будет служить лишь для проходящих судов и пока другого торгового
промыслового значения не имеет. Хотя в будущем можно будет
надеяться, что этот порт будет служить для Понойского селения,
которое по р. Поной находится от Трех Островов всего лишь
в 10 верстах. При оборудовании из села Поноя грунтовой дороги
понояне вероятно, будут пользоваться им, потому что в настоящее
время для снабжения села перевозимыми морем продуктами они
пользуются понойскими лодками, расположенными при устье р.
Поноя, тоже в 10 верстах расстояния от села, но здесь нет
гавани и пароходы мурманского товарищества останавливаются
в открытом море, и сгружать, и погружать на пароходы их товары
приходится не всегда, а в зависимости от направления ветра
и состояния погоды, но не считая будет ли полезен для Поноя
здесь устроенный порт-убежище, все же необходимо здесь его
оборудование, потому что за навигацию в районе Горяйнов -
Три Острова останавливается не менее 200-300 судов обязательно,
по причинам мною выше изложенным, т. е. узости прохода, между
Орловскими кошками лишь около 12 миль шириной, быстрых и неправильных
течений, частым туманом - летом, частым штормом и снежными
вьюгами и осенью, и весной плавающих масс льда. При том вблизи
от гор. Архангельска до мыса Святой Нос 250 мор. миль нет
ни одной сносной бухты или пролива и т. п. якорной стоянки,
что очень усугубляет опасность плавания для парусных [438]
судов в этом районе, вызывает ежегодные крушения и аварии
судов, часто с человеческими жертвами.
Оборудованием порта-убежища в центре горла Белого моря мы
устраним громадное препятствие для плавания парусного каботажнаго
флота, так как парусные суда, имея под боком возможность найти
убежище от бурь, туманов, снежных вьюг и продолжительной темной
полярной осенней ночи; в случае же встречных штормов не будут
вынуждаемы возвращаться (уходить по ветру) обратно в одну
сторону до Архангельского порта и в другую за мыс Святой Нос,
что даст большую экономию в работе флота, в выигрыше времени
и др. пользы, кроме избежания опасностей лавировки в этом
месте, но кроме вышеизложенного очень желательно оборудование
маяками и входными огнями двух пунктовых становищ за мысом
Святой Нос, которые давно излюблены и необходимы как порта-убежища
в районе Святой Нос - становище Лица, на пространстве около
50 миль от этого становища; Иоканские острова и губа Дроздовка.
Для возможности входа на якорные места в ночное время здесь
необходимо устройство входных маячных огней, а также устройство
на подводных камнях железных штыров, а на надводных камнях
рымов, за которые в случае плохого состояния якорей, можно
бы было завести верфь и удержаться от дрейфования судна.
Настоящей моей запиской, очевидно, не исчерпываются все нужды
нашего мореходства в Белом море, а потому, всякий, познакомившийся
с запиской, может возразить, что одного порта-убежища для
Белого моря недостаточно. Совершенно верно: на Белом море
еще необходимо оборудование многих устьев речек, впадающих
в Белое море, куда ежегодно входят мореходные суда главным
образом на зимовку, к своим селениям, где они и строят свои
суда, таковы реки: Зимняя Золотица, Ручьи, Койда - по Зимнему
берегу и устье р. Варзуги: последнее замечательно своими богатыми
семужьими промыслами и с 2-мя большими селами. Здесь особенно
осенью приходит не мало парусных судов и в последнее время
пароходов на покупку семги, поэтому, конечно, потребность
в оборудовании порта необходима и найдутся таковые же потребности
в оборудовании порта в Онежском и Кандалакшском заливах; необходим
также для архангельского порта аванс-порт для поздних осенних
плаваний, но все это можно поставить на вторую очередь; но
оборудование порта-убежища в центре горла Белого моря я считаю
настоятельной необходимостью, потому что кроме тормоза плавания
в этом районе моря, ежегодно здесь гибнут суда, и люди терпят
крушения, аварии, здесь кладбище судов пора устранить и придти
на помощь нашему мореходству.
Капитан 1-го разряда И. Ануфриев.
© текст, И.П. Ануфриев, 1912
© OCR Сергей
(Минск), 2007
© HTML-версия, И. Шундалов, 2007 |