Постников С. Предложения по стимуляции
промыслов на Мурмане, обвинения в адрес норвежских колонистов
на Мурмане. Постников С. К оживлению мурманских
промыслов //Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. -
1910. - №8. - С. 9-13.
К оживлению мурманских промыслов
[9]
Обсуждая нужды жителей побережья Белого моря, многие склонны
думать о необходимости правительственных ссуд и других льготах
как промышленникам, так и торговцам-судовладельцам, имеющим
торговые дела с Норвегией, как будто бы у первых с последними
- одно общее дело и тем и другим можно идти не вразрез друг
другу, а рука об руку и потому извлекать общую для них пользу.
Мне кажется, что такой взгляд не верен и солидарность той
и другой стороны не возможна, не смотря на то, что солидарность
всегда и везде желательна. В данном случае встречаются две
отрасли экономической деятельности населения, которые взаимно
одна другую исключают, по крайней мире вредно влияют на экономическое
положение одна другой. По моему мнению, следует разделить
два дела - дело промышленников и дело судовладельцев-торговцев
с Норвегией и рассматривать их отдельно и потом уже поддерживать
то, которое будет признано наиболее полезным как местным,
так и государственным интересам.
Коснемся сначала Мурманских промыслов. Хотя многие утверждают,
что эти промыслы с каждым годом уменьшаются, но это заблуждение;
это можно, пожалуй, сказать только о весенних рыбных промыслах;
в общем же, считая за 25-летний период, промыслы увеличились
почти вдвое. Надо удивляться, как льнет народ к Мурманскому
берегу, когда дома на родине его соблазняет заводская жизнь
на лесопильных заводах, где и заработки хороши, и жизнь веселее,
и опасности меньше. Приезжих на Мурманские промыслы промышленников
ожидает одно, что свои же судовладельцы-торговцы покупают
за половинную цену рыбу от норвежских промышленников, которую
везут в Архангельск для конкуренции с русской рыбой лучшего
засола и лучшего качества. Собирается на Мурман [10] промышленников
около 6000 человек, из них около 1/3
собственников промысловых судов (шняк), остальные работники.
Вот этим-то промышленникам надо помогать всеми силами и как
можно скорее, не жалея средств. Общепризнанные морские богатства
Мурмана требуют, чтобы промысловое дело было поставлено здесь
и рационально и на твердую ногу.
Прежде всего нужно положить предел аппетиту соседей-норвежцев
и бесконтрольному хозяйничанью в наших водах других иностранцев.
Когда то наши предки промышляли на остр. Сюрен (западнее Гаммерфеста)
и по всему берегу к востоку до Вардэ. Теперь же официальная
граница Паз-река. Норвежцы спят и видят - как бы мирно оттеснить
русских еще далее на восток. Посмотрите, что сделалось с полуостровом
Рыбачьим, лучшей частью Мурмана. Вы не увидите русского колониста,
не услышите и русской речи. И не потому, чтобы русский колонист
или промышленник брезгали этим местом, а потому, что норвежские
выходцы составляют тесно сплоченную и выживающую отсюда русского
человека кучку, да не только с Рыбачьего, а также с острова
Кильдин, где русскому колонисту уже не безопасно. Вот это-то
"мирное" завоевание Мурмана норвежцами и опасно; и надо, пока
еще не поздно, обратить на это внимание власть имущим и обязанным
заботиться о государственных нуждах.
Теперь о нашем беломорском торговом флоте. Несомненно, он
имеет за собой большую историческую ценность: он создан нашими
смелыми прадедами, новгородскими выходцами, настоящими русскими
людьми, без всякой правительственной помощи, своими могучими
руками, - это единственный русский национальный коммерческий
флот, это былая гордость русского гения. Теперь это не национальная
гордость, а национальный грех, которому правительство склонно
не придавать особого значения, а если лечит, то не удачно
и во вред государству.
Норвежцы, пользуясь нашей простотой, так сумели поставить
торговлю с русскими поморами, что остается только руками развести.
Теперь наш торговый флот идет в Норвегию, в количестве около
400 судов и в большей части с балластом, или с дровами, потому
что норвежцы теперь уже не только не покупают русский товар,
но не меняют его и на рыбу, а продают ее только за наличные
деньги. Поморы-торговцы ежегодно увозят из России в Норвегию
до 2 миллионов рублей денег и покупают всякую гниль, ибо одни
поморы знают, что делается со свежей рыбой в летнее время,
остающейся не убранной в течение недели, как это бывает на
норвежских ботах. К удивлению самих норвежских промышленников,
русские сами набивают в Норвегии до невероятности высокие
цены, конкурируя между собой, и в то же время зная, что норвежский
промышленник в летнее время всецело зависит от русского скупщика,
так как других рынков для сбыта рыбы в это время нет. Ясно,
какое отрицательное влияние на Мурманске промыслы оказывает
закупка рыбы в Норвегии, откуда поморы везут в Архангельск
полные грузы дешевой, сравнительно с мурманской рыбой, всякой
рыбной гнили.
Нужно еще заметить, что хозяевами мурманского торгового флота
являются каких-нибудь 300 человек, принадлежащих к более или
[11] менее богатому классу, и среди них немало лиц, принадлежащих
не к поморам, а к купцам, богатым подгородным крестьянам-землевладельцам,
которые фрактуют десятки и больше судов для покупки рыбы в
Норвегии и пользуются всеми льготами поморов.
Не надо забывать, что право привозить рыбу беспошлинно в
Архангельск на своих судах дано только одним поморам, кажется,
еще Екатериной II, в виду недоброкачественности для хлебопашества
земли.
Разумно ли помогать делу мурманского торгового флота вразрез
и прямой ущерб другому, более нужному нам делу мурманских
промыслов. Только легкость личной наживы, хотя бы в ущерб
общественных интересов, заставляет хозяев судовладельцев стремиться
в Норвегию за покупкой рыбы и бросать свои промыслы, когда
рыбы у родных берегов столько же, сколько и у норвежских.
Еще недавно мы ввозили в Норвегию муку, крупу и проч. товары
и продавали на наличные деньги, и отчасти меняли на рыбу,
и было время, когда норвежцы призывали русских мореходов и
рыбаков, чтобы у них учиться, а теперь мы должны учиться у
своих учеников. В прошлую навигацию очевидцы насчитывали у
Канина носа до 15 английских и немецких "траловых" пароходов,
вмещающих от 20 до 30 тыс. пуд. и набравших полные грузы камбалы
(треску они выбрасывают прочь).
Не надо много ломать головы, чтобы представить, что теряют
русские промышленники, благодаря своей непредприимчивости.
Никто не будет спорить, что покупка рыбы проще и спокойнее
чем занятие ловлей рыбы, но общественная польза, но выгода
государства неужели только один пустой звук? Что же нужно
делать? Прежде всего необходимо запретить доступ иностранцев-колонистов
на Мурман, взамен чего поощрять заселение Мурмана русскими.
Затем необходимо преградить доступ на русские рынки норвежской
рыбы, и если нельзя достигнуть этого сразу, то дозволить в
виде исключения на первое время привозить рыбу из Норвегии
только тем поморам-судовладельцам, которые сами командуют
своими судами. Главное же внимание надо употребить на все
возможные и доступные нам способы к поднятию, расширению и
укреплению собственных промыслов.
Как можно оживить и поднять промыслы на Мурмане? Прежде всего
надо завести наживочный пароход для лова и развозки наживки
по становищам, моторы, боты и траловый пароход. Все это потребует
таких денег, которых у промышленников нет - вот в этом-то
случае и следует оказать правительственную помощь Мурману
и представить ссуды промышленникам на обзаведение, под залог
у казны, промысловых судов. На приобретение наживочного парохода
можно было бы обратить ту пошлину, которой можно обложить
привозимую из Норвегии рыбу. На приобретение моторов-ботов
на первый год для опыта достаточно и 50 тысяч рублей; боты
должны быть двух типов: палубные и не палубные. Палубный бот,
конечно, более безопасен в открытом море, но в отношений промысла
беспалубный более удобен, потому что на палубных ботах промысел
производится с маленьких лодок, так называемых "доре", что
не всегда удобно, а на беспалубных мотор-ботах, которые дешевле
в постройке, промысел произво[12]дится прямо с бота, что гораздо
легче. Эти мотор-боты можно построить дома, и снабдить их
пропущенными без пошлины моторами. Палубные мотор-боты можно
сработать за 2000 руб., а беспалубные в 1000 руб. Выдавать
ссуды на мотор-боты надо сообразуясь со сметою проекта бота.
Ссуду надо выдавать только на постройку мотор-бота, а не парусных
судов или "ёл". Между этими типами промысловых судов и ботами
не может быть и сравнения: норвежцы-промышленники оставили
эти суда и все почти перешли на мотор-боты.
Если мы желаем оживить свой край, так нужно пользоваться
опытом своих соседей, хотя бывших учеников, а не подбирать
то, что они бросают, как не нужное себе, например, "ёлы",
и в этом случае полезно иметь побольше чувства собственного
достоинства.
В настоящее время техника рыбного промысла так далеко ушла,
что оставаться с прадедовскими способами лова рыбы, значит
обречь себя на голод.
Теперь не разбирая ни времени, ни погоды, ни находясь в зависимости
от наживки, с парохода закидывают сеть, которую тянут по морскому
дну, забирая в себя всякое живое существо, встретившееся на
ее пути. Это делается траловыми пароходами. Вот такими траловыми
пароходами и следует пользоваться нашим промышленникам. Конечно,
правительство должно помочь устроить на первое время, в виде
опыта, хотя один такой пароход, сколько бы он ни стоил, хотя
бы 150 тыс., только бы он был самый лучший и приспособленный
к лову в глубоководных местах.
Правительство могло бы поставить на Мурман купленный им пароход,
а стоимость его погасить выпуском бумажных паев по 100 руб.,
для покупки поморами в кредит на 10 лет из 6% годовых с погашением
10%. Вот, по моему мнению, одна из мер, при которой мы не
только не нуждались бы в норвежской рыбе, а сами имели бы
возможность отправлять рыбу за границу.
Может быть, предложенная мера покажется фантазией, так как
требуется много денег? По-моему, этот страх не уместен. Правительству
выгодней затратить несколько сот тысяч руб. на приобретение
промысловых судов, чем тратиться на малые подачки мурманским
промышленникам, а главное - терять из за угнетенного состояния
мурманских промыслов. На первый опыт с траловым пароходом
и его эксплуатацию потребуется максимум 150 тыс. рублей и
на 25 мотор-ботов 50 тыс. рублей, итого 200 тыс. рублей. Если
результат опытов даст нам на первый год положительный ответ,
тогда траулеров у нас будет не один, а десятки и без помощи
правительства. Что в коммерческом отношении опыт должен иметь
успех, говорят те преимущества, что мы - дома, наша база -
весь Мурманский берег, со своими природными прелестными гаванями,
где всегда можно выгрузить рыбу и взять то, что нам будет
нужно; конкуренция англичан и немцев с нами невозможна, и,
следовательно, правительству опыт не должен грозить убытком.
Если правительство выпустит для погашения стоимости траулера
и для его эксплуатации паи по 100 р. и распродаст в кредит,
сроком на 10 лет, с уплатою ежегодно по 10% и 6% годовых за
кредит, а всего 16 руб. со 100 рублей, то ежегодно уплата
процен[13]тов будет уменьшаться на 600 тыс. руб., и в то же
время купившие паи с первого же года будут участвовать в прибылях.
Если промысел будут на 50 тыс. руб. а на эксплуатацию уйдет
30 тыс. руб., и если списать на погашение ценности имущества
5%, что составит 7500 руб., то всего остается чистого дивиденда
12500 руб., т. е. все же более 8%, на 150 тыс. руб., следовательно,
владельцу паев не трудно будет погашать свой долг, уплачивая
только в первый год 16 руб. и тут же получая 8%, т. е. доплачивая
только 8%, а в остальные года еще меньше. Мне кажется, что
при таких условиях охотников на приобретение паев будет достаточно.
С. Постников
© текст, Постников С., 1910 ©
OCR, Воинов И., 2007 © HTML-версия, Шундалов
И., 2007 |