В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии


[257]

301. Кашкаранский приход.1)

Кашкаранский приход состоит 1) из села Кашкаранца, на Терском берегу Белого моря, в 27 верст. по зимнему пути и в 68 по летнему от села Варзуги, в 95 от нижеследующего Умбского прихода, в 435 от г. Колы и в 1004-х от г. Архангельска; 2) из дер. Оленицы, в 35 верстах от Кашкаранца, и 3) Сальницы — в 15-ти. Жителей в них к 1896 г. состояло 252 м. п. и 252 ж. п., дворов 79.

Судя по сохранившейся в архиве Соловецкого монастыря дарственной грамоте Марфы Посадницы пр. Зосиме от 1470 г. на рыболовные тони от “Кашкаранского ручья до красной щелейки”, нужно думать, что первыми насельниками Кашкаранца были новгородцы, затем иноки Соловецкой обители, высылавшиеся сюда для ловли рыбы. Вместе с прочими селениями на юго-восточном берегу Терского берега (вышеописанные приходы — Чапомский, Тетринский и Кузоменский), Кашкаранец, Сальница и Оленица принадлежали Варзугским приходам — Петропавловскому (Кашкаранец и Сальница) и Успенскому (одна часть Оленицы, а другая Умбскому). В самостоятельный же приход означенные три селения обращены по указу св. Синода от 12 декабря 1890 года за № 4529. [258]

В Кашкаранце с давнего времени существовала часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери2), построенная иноками Соловецкого монастыря, жившими здесь на приказе при рыбных ловлях, над телом инока Астерия. Об этом в указе Архангельской Духовной Консистории от 1816 года рассказывается следующее, на основании рапорта благочинного, Кольского священника Иоанна Дьяконова. В давних летах жил в Кашкаранцах на приказе при рыбных ловлях Соловецкого монастыря инок Астерий. Случилось, что в одну весну собралось в Кашкаранцы “довольное количество народа” для промысла морских зверей. Появилась среди промышленников цинготная болезнь, от которой “не малое число умирало народу, а иные живы были, но тем недугом одержимы”. Когда же преставился Астерий, цинга стала ослабевать; больные же, приходя ко гробу его, получали исцеление. Донесли об этом духовным властям Соловецкого монастыря, которые и приказали перевести тело Астерия в Соловецкий монастырь. Отправившись по вечеру из Кашкаранца “при способном ветре”, путники думали по утру к свету прибыть к монастырю, в 150-ти верстах; шли парусами всю ночь, но при рассвете увидели, что они в Кашкаранцах. Тогда тело Астерия погребено в Кашкаранцах, а над ним построена часовня.

Кроме Астерия, в той же часовне погребены Авксений и Тарасий. Это также монашествующие Соловецкого монастыря, заведующие рыбными ловлями. Как видно из резолюции преосв. Парфения, прописанной в названном выше указе, над телами этих Соловецких трудников служились панихиды, и преосвященный ничего не велел прибавлять к прежнему чествованию их: “что прежде над сими именуемыми мощами преподобных было отправлено (о-яемо?), то и теперь отправить (-лять?), ничего не прибавляя”. [259]

Описываемая часовня существовала до 1866 года, но в том году обращена в церковь чрез пристройку алтаря. Церковь эта освящена была 16 декабря 1868 года в честь Тихвинской ик. Божией Матери. Но так как она оказалась маловместительной, то в 1878 г. была совершенно перестроена, кроме алтаря, который остался прежним. К несчастью, церковь эта в 1894 г. 29 октября сгорела до основания, от неизвестной причины. Из имущества ее при пожаре почта ничего не вынесено. Вместо сгоревшей, 8 июля 1895 г. начата постройкой новая церковь того же наименования, освященная 11 сентября того же года священниками: Варзугским Мих. Истоминым, местным Н. Павловским и Кузоменским А. Синцовым. Церковь эта ризницей достаточна, хотя не располагаете никакими арендными статьями, а содержится исключительно на выручку от продажи свеч (в 1895 г. 2 п.), на кружечно-кошельковый сбор и пожертвования, из каковых источников в 1895 г. поступило свыше 200 р. Кроме того, содержанием церкви озабочено церковно-приходское попечительство, открытое в 1894 г. Церковь эта устроена на средства (5.500 р.) купца Конрада Галтер. Высота ее 8 саж., длина 9 саж., ширина от 3 до 5 саж.; крыта железом; колокольня в одной связи с церковью.

Приписная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи находится в деревне Оленице, в 35 верст. от Кашкаранца. Построена она в 1894 г., на средства местных крестьян и освящена в том же году 28 декабря благочинным священником Михаилом Истоминым. Церковь эта уже вторая в Оленице; первая, также в честь Рождества Иоанна Предтечи, была построена в конце 50-х и в начале 60-х г.г. настоящего столетия, на отпущенную, правительством сумму; но вскоре обветшала от влажности почвы, почему и была разобрана в 1894 г.

Небольшая часовня, в виде амбара, находится в 7 верст. от Кашкаранца на морском берегу. В ней погребен неизвестный инок, тело которого найдено [260] на берегу или вытащено из моря неводом при рыбной ловле.

Церковно-приходская школа открыта в 1891 г. 9 августа; помещается в причтовом доме. Учащихся к 1 января 1896 г. было 18 мальчик. и 7 девочек. Законоучитель — местный священник Николай Павловский, учителем с сентября сего 1896 г. состоит уволенный из VI класса семинарии Мих. Лукин Семенов, получающий 120 р. в год.

Причт состоит из священника и псаломщика; жалованья на причт положено 200 руб.; доходу в 1895 г. получено 136 р. 50 коп. Сенокосной земли у причта до 2-х десятин. Причтовый дом деревянный двухэтажный.

Первым приходским священником был Михаил Николаев Истомин, с 12 декабря 1890 г. до 1 июля 1893 г. Ныне священником состоит Николай Михаилов Павловский, 27 л., кончивший курс духовн. семинарии, на службе в сане священника с 14 сент. 1893 г. И. д. псаломщика Стефан Васильев Сидоровский, 51 л., из средн. отдел. Шенкурского духовн. училища; на епархиальной службе с 1859 г. по 1872 г. и вторично с 1895 г.


[257]
1) Составлено приходским свящ. Ник. Павловским.

[258]
1) Часовня была в 1725 году, как видно по надписи над рукописью “Слова о явлении Тихвинской ик. Божией Матери”.

 

<<< к оглавлению || следующая глава >>>

 

OCR Monia Rosomaha, 2010

HTML И. Воинов, 2010

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика