В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии


[247]

300. Варзугский Петропавловский приход.1)

Варзугский Петропавловский приход в настоящее время состоит из одного села Варзуги, расположенного по обоим берегам реки Варзуги, в 23 верстах от впадения ее в Кандалакшскую губу, в 18-ти от села Кузомени с одной стороны и в 27-35 от Кашкаранского прихода с другой, в 500-х от г. Колы и в 1040 от г. Архангельска. Жителей в нем к 1896 г. состояло 396 м. п. и 426 ж. п., дворов 146.

Означенный состав прихода окончательно определился только с 12 декабря 1890 г. До сего же времени половина (меньшая) с. Варзуги, находящаяся [248] на правом берегу реки, где имеется Успенская церковь, вместе с дер. Кашкаранской и Сальницкой составляли особый Варзугско-Успенский приход. Затем, по указу Св. Синода от 12 дек. 1890 за № 4529 Успенская половина с. Варзуги присоединена к Петро-Павловской и образован из них один Варзугско-Петро-Павловский приход; а из деревень Кашкаранда и Сальницы, приписных к бывшему Варзугско-Успенскому приходу, и из Оленицы, входившей в составь Варзугско-Петро-Павловского прихода, учрежден особый Кашкаранский приход. Затем, в состав Варзугских — Петро-Павловского и Успенского приходов входили до 1844 г. вышеописанные Тетринский и Чапомский приходы и до 1881 г. – Кузоменский.

Первыми русскими насельниками в Варзуге, как и по всему поморью, были новгородские выходцы, привлеченные обилием рыбных промыслов. Причиной же возникновения селения в 23-х верст. от моря, за 5 верстными порогами реки, было, вероятно, желание жителей несколько обезопасить себя от нападений Шведо-Норвежцев, о хищнических подвигах коих на Кольском полуострове и вообще по берегам Белого моря достаточно известно.2) Увеличению населения способствовала и самая отдаленность края от административных центров; как видно из грамот митрополита Новгородского Киприана от 1629 г., Царя Михаила Феодоровича от 1643 г. и патриарха Иоакима от 1676 г. (Архив Соловецкого мон.), в Варзуге не редко селились беглые — лопари (семиостровские), кореляки, солдаты и даже немецкие перебежчики.

С течением времени земли и угодья с их насельниками обращаются в вотчины бояр Новгородских. Известной Марфе Борецкой принадлежал недальний от Варзуги (15-20 в.) Кашкаранский берег. Затем являются здесь вотчины монастырей: Соловец[249]кого, Спасского — Нового Спаса (ныне Спасо-Прилуцкий приход, в 50 в. от Архангельска), Сийского, а может быть и др. Наглядными памятниками бывших здесь монастырских владений могут служить луга (пожни), до сего времени называемые “Соловецким”, “Спасским”, “Троицким”, “Сийским” и т. п. Позднее — образуется вотчина патриаршая. Поэтому, по духовным росписям второй половины прошлого стол., прихожанами Варзугских приходов (в состав коих входили селения трех вышеописанных приходов — Чапомского, Тетринского и Кузоменского — и нижеследующих Кашкаранского и отчасти Умбского) были крестьяне бывших вотчин: патриаршей, Соловецкой, Сийской (Успенский прих.) и Спасской (Петропавловский).

Село Варзуга издавна служила для окрестного населения центром в религиозно-церковном, административном и торговом отношениях. Здесь проживали не только единственные на сотни верст в окружности священно-церковнослужители, но и архиепископские (митрополичьи), монастырские и патриаршие приказчики; здесь же была таможня.3) Позднее — до 50 г.г. настоящего столетия здесь же было сосредоточено волостное и сельское управление, была сельская расправа, происходил раздел и продажа тоней и т. д. Зимняя торговля с лопарями (с половины ноября до начала января, а главным образом около Николина дня — 6 декабря) еще и ныне происходит более всего чрез Варзугу: лопари пригоняют на продажу оленей, привозят оленьи кожи, рыбу и т. п., закупая здесь (и в Кузомени) необходимые в их быту предметы; здесь же (и в Кузомени) они нередко удовлетворяют и свои духовные нужды: крестят детей, исполняют христ. долг исповеди и св. причащения.

Древнейшими (нам известными) документами, свидетельствующими о давности церковно-приходской [250] жизни в Варзуге, нужно признать 1) тарханную грамоту новгородского архиеп. Геннадия от 1491 г. об освобождении от архиепископских сборов Варзугской, принадлежащей Соловецкому монастырю, церкви4); 2) затем грамоту преосвящ. Афанасия, архиеп. Холмогорского и Важеского, от 1683 г. церковному приказчику патриаршей вотчины Митьке Гундолову с крестьянами на построение новой (ныне упраздненной и разобранной) Зосимо-Савватиевской церкви, вместо таковой же, “ветхой”; 3) о древности прихода свидетельствует также упраздненная и разобранная в 1877 г. Афанасиевская церковь, которая была построена, как видно из надписи на храмозданном кресте, “лета 7105 м-ца апреля в 10 день”, т. е. в 1597 г.

Приходское предание считает из бывших двух Варзугских приходов древнейшим приход Успенский; но и Петро-Павловский, по крайней мере, уже в конце XVII ст. следует признать существовавшим самостоятельно, что видно из надписи на колоколе: “202 г. купил сей колокол Варзугской волости в церковь верховных апостол Петра и Павла и св. Николая Чудотворца на церковные деньги каргополец Иван Андреев сын Попов, весу 25 п. 11 ф.”; а также на напрестольном деревянном кресте: “лета 7205 маия в 24 день положил сей крест каргополец Андрей Евсигниев сын Попов, да сын его. Иван Андреевъ”.

Из четырех, ныне существующих в с. Варзуге церквей (по две в обеих половинах селения), 1) древнейшая, — во имя Успения Божией Матери, деревянная, верхшатровая, одноглавая, в основании имеющая форму равноконечного креста, с папертью-галереей со всех сторон, кроме восточной, вышиной около 15 саж., — построена в 1674 г., как видно из надписи на храмозданном деревянном восьмиконечном кресте: “освятися алтарь Господа Бога и Спаса [251] нашего И. Христа и водружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето 7182 м-ца августа в 9 день, при благочестивом царе и В. Кн. Алексие Михайловиче всея Великия и Малые и Белые России Самодержце, меж патриаршеств, и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лукъ”. Храм сей стоял без ремонта до 1847-8 г.г., когда был перекрыт, снаружи обит тесом и окрашен охрой; в 1888-95 г.г. храм снова отремонтирован: перекрыт, обит снаружи (начиная с главы) и внутри и окрашен, причем первоначально он был, по возможности, выпрямлен, так как сильно наклонялся на юго-западную сторону. Величественный пятиярусный иконостас сей церкви почти современен постройки ее, что видно из надписи на одной доске: “освятися Алтарь в церкви Пресвятые Богородицы честного и славного ее успения в лето 7185 г. м-ца августа в 9 день, при державе”… Этот иконостас был поновлен в 60-х г.г. наст. стол. (не совсем удачно) и ныне вновь требовал бы самого тщательного исправления, как дов. замечательный памятник церковной летописи XVII в., на что и обращаем внимание благотворителей и любителей церковной старины, так как местных средств едва лишь достаточно для поддержания 4-х приходских церквей в более или менее приличном виде.

Вероятно, означенная церковь не первая; к сожалению, не можем с уверенностью сказать, о какой именно Варзугской церкви говорится в вышеупомянутой грамоте от 1491 г.; наименование же древнейшего прихода Успенским позволяет предположить и древнейшую церковь того же имени.

2) Церковь — во имя Св. и Чудотворца Николая, с приделом во имя прор. Илии, — деревянная, с шестью главами (6-я глава на приделе), с папертью, крыта на 4 ската, квадратной формы, — построена, как видно из надписей на храмозданных крестах и таковой же на доске из старого иконостаса, в 1705 г. и освящена — первый придел 28, а второй – [252] 29 июня того же года. Церковь эта ремонтировалась в 1836, 41-8 и 92-3 г.г., причем в последнем случае было совершено вновь освящение храма — Св. Николая 8-го и пр. Илии 9 апреля 1893 г. свяищ. Михаилом Истоминым, совместно с священниками — Кузоменским Алексеем Синцовым и Умбским Иоанном Окуловым. Прежние иконостасы были заменены новыми, с поновлением старых и написанием новых икон, работанными в Соловецком монастыре для Ильинского храма в 1851 г. и Никольского в 1864 г.

3) Церковь — во имя св. Апостола, Петра и Павла, деревянная, одноглавая, крыта на 4 ската, в виде корабля, построена в 1864 г. и освящена 1 декабря того же года благоч., Понойским священ. Дмитрием Перовским, совместно с священниками Кузоменским Григорием Орловым, Варзугско-Успенским Михаилом Томихиным и местным Василием Гурьевым. Этой церкви предшествовали другие того же наименования, но более ранней постройки, историю которых восстановить, к сожалению, трудно. Из вышеприведенной надписи на колоколе известно, что в 1694 г. был храм (или храмы) в честь Николая Чуд. и апост. Петра и Павла. Затем из других источников известно, что 5 июля 1757 г. был освящен новый Петро-Павловский храм, который затем сгорел 30 марта 1853 г. В 1857 г. опять устроена была новая Петро-Павловская церковь, также сгоревшая 21 дек. 1862 г. Вместо последней устроена ныне существующая и освящена в 1864 г.

4) Церковь — во имя преп. о.о. Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, и св. Афанасия Александрийского, двухпрестольная, деревянная квадратной формы, одноглавая, крыта на 4 ската; построена она вместо двух пришедших в ветхость, вышеупомянутых — Зосимо-Савватиевской, устроенной в 1683 г. и Афанасиевской — в 1597 г., по благословенной грам. преосвящ. Макария от 17 февраля 1878 г.; освящение первого придела было совершено 16 августа 1882 г. священниками: местным Сильвестром Заринским, [253] Кузоменским Алексием Синцовым и Умбским Савватием Гурьевым, а второго — теми же лицами — 17 января 1883 г. Иконостасы и иконы в обоих приделах новые, за исключением 2-х храмовых икон и 1 Спасителя; много древних икон находится в алтарях и паперти сей церкви.5)

При сих церквях две деревянных колокольни: одна при Никольской и Петропавловской — построена в 1885 г., вместо древней ветхой, время построения коей неизвестно. Другая при Успенской и Зосимо-Савватиевской церквах, неизвестно когда и кем устроенная, как значится в прежних описях церквей. На первой из них 7 колоколов: 1-й весом 125 п. 11 ф., с вышеприведенной надписью кругом и на боку: “лили сей колокол мастера Яков да Иван Лодыгины”; 2-ой весом 13 п. 14 ф., с надписью кругом: “лит сей колокол к церкви Николая Чудотворца в Варзугу—1755 г.”, а на боку: “лил мастер Иван Христофоровъ”; прочие без надписей. На второй 4 колокола; из них на одном, вес. 21 п., надпись: “лил сей колокол Иван Христофоров, дьячек Кегостровский — 1771 г.”; и на другом, Вес. 10 п.: “DE+EER+AEN+CODT+CLAES+IANSN+MI+FECIT+AO 167 (т. е. 1659 г.?)”; другие два без надписей.

Деревянные ограды построены: на Успенской стороне села в 1889 г., а на Никольской — в 1890 г. [254]

Описанные церкви никаких аренд, статей не имеют, а содержатся исключительно на доброхотные пожертвования (в 1895 г. 44 р.) немногочисленных прихожан, а также на свечную (- продано 8 пуд. 13 ф. и выручено чистой прибыли 189 р. 80 к.) и кружечно-кошельковую суммы (47 р. 9 к.). Открытое в 1895 г. церковно-приходское попечительство наличными средствами пока не располагает.

В церковном архиве хранятся немногие указы и т. п. с 1740 г.г., церковные документы: метрики, дух. росписи, приходорасходные и обысковые книги, описи церквей и т. п. с 1770 г.г.; в церквах и кладовых – немалое количество икон древнего письма, между прочим резная икона (2 ар. выш.) муч. Параскевы Пятницы, — вышеупомянутые храмозданные кресты, два слюдяных фонаря, два подсвечника, в виде столбов-тумб, с железными верхами для свеч, 6 Евангелий, два прибора священных сосудов и 4 напрестольных креста, относящееся к прошлому XVIII ст., медное литое паникадило, весом около 5 пуд., в Успенской церкви, и 4 таких же медных в друг. церквах и т. п. По распоряжению епарх. Начальства, отослано в Епарх. церковно-археологический Комитет — в 1890 г.: 3 оловянных потира, 3 таковых же дискоса и 1 звездица, 1 серебряная звездица и 1 медная,. дарохранительница деревянная (в виде креста), дарохранительница оловянная, напрестольный деревянный, под сребропозлащенным окладом (вышеупомянутый) крест, кожаный с кистями священнический пояс, часовник Могилевской печати XVII в. и др.

О достаточной вероятностью можно предположить, что первоначально служителями в Варзугских храмах были монашествующие монастырей: в Успенском приходе — Соловецкого, в Петропавловском — Спасского. Это отчасти подтверждается синодиками сих церквей, из коих в синодике первой в ряду “священнослужителей храма сего” стоят на первом месте имена иеромонахов: Варсанофия (утопшего), [255] Исмаила и 7 друг. иноков Соловецких, погребенных при сей церкви, затем — род преп. Зосимы, святителя Филиппа и т. д. Равным образом и в синодике Петропавловской церкви в ряду священнослужителей значатся имена: схимонаха Евфимия, священноиерея инока Наеанаила, и также роды пр. Зосимы и св. Филиппа. Ряд священнослужителей из белого духовенства возможно проследить по документам только с половины XVIII стол. Именно, согласно памятной книге 1822 г. и церковным документами в Петропавловском приходе были следующие священники: 1) Игнатий Федоров Попов, из крестьяне с 1736 г. до смерти в 1761 г.; 2) Иоанн (фамилия не известна), присланный на покаяние из Кевролы (посл. слово в пам. книге написано очень неразборчиво), с 1761 до 1764 г., когда возвращен в прежний приход; 3) Алексей Степ. Федотов (также, по-видимому из крестьян), с 1764 г. до смерти в 1795 году; 4) Василий Кириллов Гурьев, из дьячков сего прихода, сын дьячка Успенского прихода, с 1795 г. до 1836 г., когда лишился зрения; умер в 1842 г.; 5) сын его Гавриил Васильев Гурьев, из дьячков сего прихода, с 1836 г. до 1845 г., когда перемещен в Понойский приход; 6) Василий Дмитриев с 1845 до августа 1882 г., когда уволен на покой; умер 3 июля 1888 г.; 7) Василий Григорьев Дьячков с августа 1883 г. до смерти 12 января 1884 г.; 8) Сильвестр Иоаннов Заринский с апреля 1884 г. до смерти 24 октября 1884 г.; 9) Иннокентий Яковлев Подосенов, из Солзенского прих. Арх. у., с августа 1887 г. до февраля 1893 г.

В Успенском приходе священствовали: 1) Стефан Гурьев, из крестьян Спасской вотчины, малограмотный, священствовал с 1745 г. до смерти в 1791 г.; 2) сын его Иоанн, “в школах не бывал”, из пономарей того прихода, с 1791 до смерти в 1795 г.; 3) Дмитрий Кириллов Гурьев, с 1796 до 1839 г., сын дьячка того прихода, в 1780 г. 11-ти лет взятый в семинарию и с 1788 г. бывший поно[256]марем в Петропавловском прих.; 4) Сын его Василий Дмитриев Гурьев, с 1839 до 1845 г., около 10 л. обучавшийся в семинарии (Д. У.), с 1826 до 1838 г. был дьячком в Успенском приходе, в 1838 г. посвящен в диакона в Мудьюгу — Арханг. у.; 5) Алексей Васильев Алексеевский, до 1851 г., из кончивших курс семинарии. При нем состав причта был четырехчленный: диакон Диомид Козмин, дьячок Степан Терентьев и пономарь Александр Гурьев; 6) Михаил Павлов Томихин, с 1853 до 1871 г., студент семинарии. По выходе Томихина в приходе священника не было до 1877 г., когда поступил 7) Сильвестр Иоаннов Заринский, служивший до 1884 г.; 8) Николай Шкорбатов с 1884 до 1885 г.; 9) Михаил Николаев Истомин, с сентября 1886 г. до конца 1890 г., когда приход Успенский закрыт и причт перемещен в новооткрытый Кашкаранский приход.

В настоящее время причт Варзугский двухчленный: священник Михаил Истомин, 33 лет, студент семинарии, в сане священника с 18 сент. 1886 г. и на занимаемом месте с 1 июля 1893 г. Псаломщик Александр Иванов Сидоров, 52 л., увол. из низш. отдел. дух. учил., на службе с 1860 г., в сем приходе с 1892 г.

Во владении причта находится около 41/2 дес. сенокосной земли (на две коровы); жалованья положено — священнику 137 р. 20 к., псаломщику — 58 р. 80 к., так что причт, при отсутствии хлебопашества, содержится, главным образом, на доброхотные даяния прихожан за требоисправления, поминовение и т. п., каковых получается в год от 400 до 500 рублей.

Причтовые дома построены на церковно-общественную сумму: священнический в 1889 г., псаломщицкий в 1893 г. и для просфорни из старого псаломщицкого — в том же 1893 г.; необходимые службы при них имеются.

Церковно-приходская школа Открыта в 1884 г.; помещается в собственном здании; тут же квартира [257] для учителя, какую должность с сентября 1895 г. занимает уволенный из I кл. арханг. семинарии — Михаил Соколов, получающий вознаграждения 36 р. в год от Епарх. Училищн. Совета и 120 р. от общества, которое отпускает также 20 р. в год на прислугу, отопление и освещение для школы; здание школы застраховано обществом в 400 р. В 1894-5 уч. г. обучалось в школе 35 м. и 6 девочек; Закон Божий преподается священником безвозмездно.


[247]
1) Составлено приходским свящ. Мих. Истоминым.

[248]
2) Вблизи селения есть место под названием “Немецкая падь”, где, но преданию, погибла шайка этих хищников, не достигнув своей злой цели.

[249]
3) См. в архиве Солов, мои. грам. царя Бориса Годунова от 1599 г., патриарха Иоакима от 1676 г., его же от 1681 г., а архиеп. Афанасия от 1683 г.

[250]
4) Наход. в архиве Солов. м-ря, указана преосвященным Никанором, в бытность его в июле 1894 г. в. с. Кузомени.

[253]
5) В 1893 г. в кладовой Петро-Павловской церкви найден холщевый св. антиминс, с ясными следами гвоздей, коими он был, но древнему обычаю, прикреплен к престольной дске, поверх срачицы, относящейся, как видно из надписи на нем, к концу 50-х или началу 00-х гг. XVII ст., но без обозначения храма. Согласно же приходскому преданию, в с. Варзуге существовал храм во имя преп. Сергия Радонежского, на престольном месте коего еще в 30-х годах наст, ст., по словам старожилов, был сруб и крест справа от алтаря Никольской церкви; и в настоящее время 25-го сентября — день преставления преп. Сергия — чтится, как храмовой праздник. Очень может быть, что этот антиминс (представленный Преоосвящ. Никанору) с престола Сергиевского храма.

 

<<< к оглавлению || следующая глава >>>

 

OCR Monia Rosomaha, 2010

HTML И. Воинов, 2010

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама:
*


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика