В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии


[218]

291. Пазрецкий лопарский приход.1)

Пазрецкий приход состоит из двух лопарских погостов: Пазрецкого, расположенного при реке Пазе, служащей с 1826 г. границей с Норвегией, и Нявдемского, уже за Норвежской границей в 50 верстах от Пазрецкого. Жителей в них к 1896 г. состояло 76 м. п. и 73 ж. п.; из них 10 м. п. и 12 ж. п. проживают за границей в Нявдемском погосте. Впрочем, как кочевой народ, лопари Пазрецкие и Пявдемские перекочевывают в разные времена года с одного места на другое зимой живут в 35 верст. от Пазрецкого погоста весной и летом в разных морских становищах, осенью же при озерах, отдельно друг от друга в нередко в расстоянии на 100 верст и более от приходских храмов. Сообразно с этим и причт Пазрецкий вынужден переселяться с места на место, что, конечно, составляет тяжелую сторону в его служебной и семейной жизни. [219]

Хотя в Пазрецком погосте существует церковь с половины XVI ст., однако лопари, проживавшие нем, а равно и в других лопарских погостах внутренней Лопландии, считались приписными к бывшему Печенгскому монастырю, основанному в половине того же столетия их просветителем, препод. Трифоном Печенгским Чудотворцем. По упразднении же этого монастыря в 1764 г. и до 1856 г. погосты нынешнего Пазрецкого прихода входили в состав Кольского соборного прихода, с 1856 г. были включены в состав открытого в этом году Печенгского прихода и, наконец, с 25 августа 1894 г. обращены в самостоятельный Пазрецкий приход.

В Пазрецком весенне-летнем лопарском погосте ныне находятся две деревянных церкви, обе во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба, стоящие на левом берегу реки Паза, одна подле другой, от Архангельска зимой в 1325-ти верст. и летом в 1200-х, от г. Колы в 220-230-ти.

Первая из них, по преданию лопарей, а также по сочинениям норвежского профессора Фрица, устроена в 1565 г. просветителем их преп. Трифоном, Печенгским Чудотворцем, носившим для нее лес на своих плечах и рубившим ее собственными рунами, вследствие чего она и по настоящее время почитается лопарями более, чем другая — новая. Вероятность этого предания подтверждается, во-первых, тем, что в оглавлении рукописного жития преп. Трифона, хранящегося (жития) в Печенгской приходной церкви, значится особая глава “о построении Церкви в Пазреке во имя св. Бориса и Глеба”, хотя самое сказание об этом, вероятно, по недосмотру писца опущено, и, во-вторых, необыкновенно малым размером церкви, в которой могут поместиться не более 10 человек, каковой церкви достаточно было

только для небольшого числа молящихся из лопарей, что и было при обращении их в христианство преп. Трифоном. В самом деле, алтарь снаружи с восточной стороны имеет в вышину только 2 саж. 1 [220] четв., а с северной и южной еще монее 11/2 саж. Высота церкви с куполом и крестом 3 саж., а без последних — 1 саж. 2 арш. Паперть, пристроенная к церкви и отделяющаяся от нее капитальной стеной, имеет в вышину с западной стороны 12/3 саж. и 4 вершка, с севера и юга только 1 саж., в длину 2 саж. 4 верш. и в ширину 1 саж. 21/2 арш. От внешней стороны церк. имеет вид обыкновенного дома, крытого на два ската; только возвышающийся над ней крест свидетельствует, что это церковь или часовня. Особенно же описываемая церковь представляется маленькой во внутренних своих отдельных частях. Так алтарь в вышину имеет только 1 саж. 12 вершк., в длину 2 арш. 4 вершка, так что между св. престолом и царскими вратами менее аршина, и даже одному священнику трудно проходить в ширину — 2 саж. и 8 вершков; такого же размера и сама церковь. Все же здание церкви вместе с папертью равняется в длину немного более 3 ½ саж. По другим же сведениям (наприм., описи 1856 г.), описываемая церковь устроена в 1632 г. и освящена игуменом Иларионом. Но, вероятно, в этом году она была возобновлена и освящена уже во второй раз, так как уже в начале XVII в. она уже существовала, как свидетельствует об этом писцовая книга Алая Михалкова, составленная в 7116, 7117 и 7119 годах, где, между прочим под № 116 сказано: “Да на усть Пазы реки церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба древяная клетски стоит беспения, а вцеркви образы и книги и ризы монастырское строение. Да у церкви ж монастырских 2 кельи да анбар спогребом да сарай да поварня”2). Древности описываемой церкви соответствует и внутреннее ее убранство и предметы утвари как-то: древние и хорошо сохранившиеся в иконостасе иконы, оловянный потир с такими же или медными принадлежностями, два холщевых покрова [221] фелонь из синей шелковой материи на холщевой крашенинной подкладке с оплечьем, вышитым золотом и серебром и украшенным одноглавыми и двуглавыми орлами, напрестольное евангелие в 8 д. листа, стальная дугообразная полоса, служившая в давние времена билом, и т.п.

Описанную древнюю церковь 23 июля 1870 г. посетил Его Императорское Высочество, Великий Князь Алексий Александрович и, пораженный ее древностью, изволил пожаловать из своих средств 200 р. на ремонт ее, на каковую сумму она была обшита тесом и окрашена, а в 1891 г. вновь перекрашена. Когда же этот Августейший Посетитель, передавая деньги, заявил, что в скором времени в Пазреке будет устроен новый благолепный храм и при нем будет особый причт, и тут же пожертвовал 12 небольших икон разных наименований и величины и при них небольшую серебр. лампадку. Во исполнение воли Великого Князя Алексия Александровича Св. Синодом было отпущено на устройство новой церкви и причтового дома в Пазреке ок. 30,000 р. Проект этой церкви составлен Архангельским губернским инженером Д.В.Васильевым и утвержден министром Внутренних дел Маковым. Основание церкви было положено 6 июля 1872 г. в присутствии Архангельского губернатора Н.П.Игнатьева. Устройство ее производилось под наблюдением особого Комитета с Архангельским губернатором во главе. Освящение церкви было совершено 25 авг. 1874 г. настоятелем Кафедрального собора, протоиереем о. Иннокентием Поповым, с какого числа и открыт Пазрецкий приход, с особым причтом, из Пазрецкого и Нявдемского лопарских погостов. С внешней стороны эта церковь имеет вид креста и стоит на каменном фундаменте. Крыша железная, окрашенная медянкой; такие же кресты на главах, окрашенные кроном. В одной связи с церковью стоить колокольня, обшитая тесом; здание же храма обшито тесом как с наружной, [222] так и с внутренней стороны; стены храма при устройстве его внутри окрашены белилами, а снаружи светло-коричневой краской и после того были дважды перекрашиваемы: в 1882 г. на остатки от основного капитала, отпущенного Св. Синодом при постройке храма, и в 1891 г. на проценты с хранящегося в Консистории капитала на поправку церквей Кольского, Кемского, Мезенского и Пинежского уездов.

Утварью, ризницей и богослужебными книгами церковь эта достаточна. Двенадцать икон пожертвованы Великим Князем Алексием Александровичем: Господа Вседержителя и Иоанна Предтечи, вышитые золотыми нитками,Николая Чудотворца (две), Божией Матери и Прокопия Устюжского в серебр. ризах, Воскресения Христова, Одигитрии, Алексия, митр. Московского, Александра Невского, Антония Сийского и Феодосия Тотемского — живописные без окладов. Напрестольный серебр. крест пожертвован вдовой известного писателя о севере М.К.Сидорова, в 1869 г. приезжавшего к Борисо-Глебской церкви на своем пароходе “Георгий” и пожертвовавшего в старую церковь напрестольное евангелие. На одной стороне рукояти этого креста написано: “о здравии Ольги и Василия” и на другой: “о упокоении Михаила”. Перед храмовой иконой свв. Бориса и Глеба висит сребропозлащенная лампадка, устроенная в 1880 г. прихожанами и причтом в память 25-ти летнего царствования Государя Императора Александра Николаевича.

Главным источником содержания двух описанных храмов служить субсидия от казны в 300 р. в год, затем суммы кружечно-кошелькового сбора (в 1895 г. 7 р. 35 к.) и свечной прибыли (- продано 1 п. 151/2 ф. на 83 р. 25 к.).

К числу достопримечательных местностей описываемого прихода нужно отнести находящуюся в 3-х верстах от Пазрецких храмов, но уже за границей Норвегии, пещеру в каменной горе, на левом берегу Норвежского залива “Паз”, высечен[223]ную, по преданию, препод. Трифоном, в которой он скрывался от лопарей, когда те раздражались на него, не желая принимать христианства, и угрожали ему смертью. Вероятность этого предания подтверждается тем, что и по переходе этой пещеры с 1826 г. во владение Норвегии она пользуется великим уважением в глазах лопарей и почитается ими святыней. В ней стоить икона Божией Матери в деревянном окрашенном киоте (2 арш. х 1 арш.), сооруженном в 1872 г. экипажем военной шхуны “Полярная Звезда”. Сама же икона, по преданию, поставлена какой-то новгородской женщиной Марфой. Каждый лопарь пред отправкой в море считает непременной обязанностью войти в пещеру и попросить Божия благословения, по молитвам преп. Трифона, при начале промысла. Проезжая же на своих судах мимо этой пещеры, все лопари считают долгом положить по три земных поклона пред пещерой: обычай — весьма похвальный и много говорящий о религиозности лопарей. Эта пещера едва-едва заметна для проезжающего по заливу, особенно во время отлива, когда и войти в нее почти невозможно, если не перебросить трапа на берег. Во время же прилива, особенно большого при новолунии и полнолунии, весьма удобно остановить судно прямо против пещеры, чтобы осмотреть ее. Она имеет вид неправильного полукруга в каменной горе; вход в нее весьма тесный: ширина его внизу 11/4 арш., вверху 3/4 арш., вышина 1 арш. 15 вершк. Сама пещера имеет в вышину 21/4 арш., в длину 41/4 и в ширину 33/4; впрочем, указанный размер пещеры не во всех частях ее одинаков.

В Нявдемском погосте, находящемся в 50-ти верст. от Пазрецкаго, уже также в пределах Норвегии, в коем проживают в настоящее время 22 человека из Пазрецких прихожан-лопарей, имеется часовня в честь св. вкмч. Георгия, неизвестно кем и когда устроенная, в коей совершаются молебны и панихиды приезжающим сюда Пазрецким причтом (в 1895 году 15 и 16 августа). [224]

К числу достопримечательных событий в истории Пазрецких Борисоглебских церквей относятся посещения их разными высокоставленными лицами. Так 1) 23 июня 1873 года посетили их Его Величество, Король Швеции и Норвегии Оскар II-й, Его Высочество Шведо-Норвежский Наследный Принц Оскар Адольф с Супругой Своей Наследной Крон-Принцессой Софией-Марией-Викторией. 2) 23 июля того же года Его Императорское Высочество, Великий Князь Алексий Александрович, слушавший благодарственный молебен Господу и посетивший после того квартиру священника в убогой лопарской избушке; 3) 27 февраля 1858 г. Преосвященный Александр Епископ Архангельский и Холмогорский; 4) 23 июня 1894 года Г. Министр Финансов С.Ю.Витте и 5) в разное время Г.г. Архангельске Губернаторы: Игнатев, Голицын и двукратно А.П.Энгельгардт.

В Пазрецком приходе имеется церковно-приходская школа, открытая 28 февраля 1888 года. Так как прихожане-лопари ведут полукочевую жизнь, то школа бывает в двух местах и является подвижной: весной, в апреле и мае, с приездом лопарей к церкви, она помещается в доме причта, а зимой в 35-ти верстах от церкви в зимнем Пазрецком лопарском погосте, в доме построенном в 1888 году на сумму, пожертвованную Господином Обер-Прокурором Святейшого Синода Действительным Тайным Советником К.П.Победоносцевым и Русским Консулом в Финмаркене Д.Н.Островским. Дом сей в учебное время с 9 января до апреля служит вместе и домом молитвы, в котором совершаются в праздничные дни все богослужения, кроме литургии. Школа до сего времени содержалась на частные средства благотворителей, Почетного попечителя Д.Н.Островского и на сумму в 200 руб., полученную от Г. Синодального Обер-Прокурора в 1891 году. Законоучителем школы состоит местный священник и учителем псалом[225]щик. Учащихся к 1 января 1896 года было 13 мальч. и 3 дев. В школе имеется пожертвованная почетным попечителем совместно с причтом и прихожанами, в память чудесного события 17 октября 1888 года, св. икона в золоченом киоте, ценой в 100 рубл., с изображением святых, имена коих носят Члены Августейшого Семейства, и празднуемых церковью 17 октября.

Причт Пазрецкого прихода (священник и псаломщик) при открытии прихода получал жалованья 900 р., с 1883 г. 1000 р. и 60 р. на разъезды и с 1887 года 1636 р. 60 к. (священник 1146 р. 40 к. и псаломщик 490 р.) и 100 р. на разъезды по приходу. Причтовый дом устроен одновременно с церковью на казенные суммы. В нем 12 комнат: 5 для священника, 3 для псаломщика, 3 для приезжающих и богомольцев и 1 для школы.

Приходским священником состоит Константин Прокопьев Щеколдин, 50 л., кончивший курс дух. семинарии по 2 разр., на службе в сане священника (Печенгского прихода) с 18 февраля 1868 г. и в занимаемом приходе с 10 авг. 1874 г. Псаломщик Василий Михайлов Ивановский, 23 л., конч. курс дух. сем, по 2 разр., на службе с 1 сентября 1895 г.


[ 218]
1) Извлечено свящ. Смирновым из описания, составленного приходским священником К. Щеколдиным и из его двух рукописей: “Места и дни, почитаемые лопарями Пазрецкого прихода”, (от 28 дек. 1879 г.) и “Описания древней Борисо-Глебской церкви и пещеры” (от 30 мая 1880 г.).

[220]
2) Русские Лопари. Ник, Харузина. Прилож., стран. 440.

<<< к оглавлению || следующая глава >>>

 

OCR Monia Rosomaha, 2010

HTML И. Воинов, 2010

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика