В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии


[206]

288. Кольский Благовещенский соборный приход. 1)

Город Кола, жители которого составляют Кольский Благовещенский соборный приход 2), самый северный из всех городов России; лежит он при слиянии рек Колы и Туломы, в вершине Кольской губы или залива Сев. Ледовитого океана, в 50-ти верстах от последнего и в 1005 верстах, от г. Архангельска. Основан он Новгородцами, начавшими переселяться сюда еще в XI в., и был первым новгородским поселением, впервые упоминаемым в 1264 г. в договоре великого князя Ярослава Ярославича с новгородцами. Вся же Кольская область или нынешняя Лопландия составляла одну Кольскую волость. В 1471 г. весь Кольский округ, а равно и Кольское поселение, вместе со всеми другими новгородскими владениями в пределах нынешней Архангельской губернии (Двинской области), присоединены были под державу Московских [207] Государей. Со времени Иоанна Грозного Кола служила местом ссылки государственных преступников. Так как Коле и всему Кольскому округу весьма часто угрожали норвежцы (мурмане), шведы и финляндцы, то для защиты от их нападений в нем в 1550 г. устроен был острог, после чего само селение стало называться Кольским острогом. После сгорения Печенгского монастыря в 1590 г., последний был устроен уже в Кольском остроге и имел несколько храмов. Под защитой этого острога Кольские жители в 1590 г. побили на голову шведов, сделавших нападение на Кольскую область, воеводу их взяли в плен, за что царь Феодор Иоаннович пожаловал их грамотой, освобождавшей от платежа податей и от прочих повинностей. Те же шведы, вместе с литовскими людьми и русскими изменниками во времена самозванцев старавшиеся завладеть всем поморьем, напали и на Кольский острог, но без успеха. К сожалению, как острог, так и все находившиеся в нем здания, в том числе и монастырские, в 1619 г. сгорели. Однако, ввиду особенных удобств, какие представляла Кольская губа для стоянки судов, а также ввиду стратегических целей во время войны России со Швецией, при императоре Петре Великом, вместо прежде бывшего острога, в 1704 г. в Коле была устроена деревянная, четвероугольная крепость с башнями по углам, в которую поселены были разные люди и которой управляли с 1692 г. коменданты и воеводы. Эта крепость существовала еще в нач. нынешнего столетия, хотя была уже ветхой. Кола называвшаяся до сего времени Кольской волостью или острогом, была переименована в уездный город Вологодского наместничества, а с 1784 г. — Архангельской губернии. Во время Севастопольской войны, Кола в 1854 г. была разрушена и сожжена англичанами, после чего, по незначительности населения и торговли, она была обращена в заштатный город и причислена со всей областью к Кемскому уезду. [208] В 1883 г. она однако опять переименована в уездный город. В настоящее время она представляет из себя маленький и бедный городок; все постройки в нем деревянные, за исключением каменного собора. Население его не превышает 800 душ обоего пола. Жители занимаются морскими промыслами, торговлей с Норвегией, судостроением и судоходством. Для образования детей существует только одноклассное приходское училище. В дальнейшем для города Колы предвидится скорее совершенное падение, чем улучшение и развитие, так как не в дальнем от нее расстоянии, в Екатерининской гавани, откуда открыть всегда свободный вход в океан, предполагается устройство военного порта, в который переведены будут из Колы все уездные учреждения.

Время построения первой церкви в г. Коле и образования прихода определить трудно. Первоначально в Коле были только часовни, устраивавшиеся преемственно одна за другой новгородцами. По некоторым сведениям, в Кольской волости в конце XV стол, устроена была, а вернее — начата постройкой — церковь в честь Николая Чудотворца,3) а преподобным Феодоритом (род. в 1480 г.) на устье реки Колы основана была обитель и в ней храм в честь Пресвятой Троицы для новообращенных им Усть-Кольских лопарей.4) По просьбе тех же лопарей, новгородский архиеп. Макарий в 1532 г. прислал сюда же священника и диакона, которые освятили здесь две церкви: в честь Благовещения Пресв. Богородице и святит. Николая5) (вероятно, начатую постройкой в к. XV стол.). При этих церквях служил иеромонах Илия, освятивший в 1553 г. Троицкую обитель на р. Печенге и постригший в монашество основателя ее преподобного Трифона. Устройством этих церквей положено было начало Кольскому приходу, бывшему долгое время [209] единственным для лопарей Мурманского берега и внутренней Лопландии. Дальнейшая судьба этих церквей неизвестна; только в 1681 г. была устроена уже новая церковь о 19 главах во имя Воскресения Христова с двумя приделами, один в честь Николая Чудотворца и другой — вкмч. Георгия Победоносца.6) К концу прошлого века церковь эта очень обветшала; на устроение вместо нее новой уже каменной Императрицей Екатериной II было пожаловано 8000 р. ассигн. Этот храм был почти весь сожжен 11 авг. Англо-французской эскадрой; по возобновлении его в 1866 и 1867 г.г. на отпущенную Св. Синодом сумму в количестве 8514 р., волей Божией существует до настоящего времени. Он имеет вид продолговатого четырехугольника с полукружием в восточной стороне для св. алтаря. Над папертью его устроена шатровая каменная же колокольня. Оба здания крыты железом, окрашены и прочны. В храме этом три престола: главный (холодный) в честь Благовещения и из придельных (теплых) один (южный) во имя Николая Чуд. и другой (северный) Алексия, человека Божия. Утвари, ризницы и богослужебных книг достаточно. Церковного капитала к 1895 г. состоит 3300 р.; из них 1700 р. пожертвованы купцом Алексеем Поповым на ремонт причтовых домов и на наем церковного сторожа. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило 80 р. 84 к. и прибыли от продажи 13 пуд. 17 ф. свеч белого и желтого воска 380 р. 76 к. Церковно-приходское попечительство существует с 12 февр. 1892 г. и озабочено главным образом возобновлением кладбищенской Троицкой церкви.

Только что упомянутая кладбищенская церковь устроена в 1757 г. и служит в городе Коле единственным памятником о бывшем славном Печенгском монастыре, устроенном препод. Трифоном в 1550 г. и сожженном финляндскими немцами в 1590 [210] г. После этого несчастия обитель, по грамоте царя Феодора Иоанновича, который лично видал и глубоко чтил преп. Трифона, была перенесена с р. Печенги в Кольский острог, где она именовалась уже Ново-Печенгской или Кольско-Печенгской и имела следующие церкви: Троицкую, теплую Успенскую и придельную Петропавловскую. В 1619. г. как острог, так и все находившиеся в нем церковные, монастырские и другие здания сделались жертвой огня, после чего, по грам. царя Михаила Феодоровича от того же года, монастырь был устроен близь Кольского острога, но уже на другом берегу р. Колы, на одном острове. По перенесении на это место Кольско-Печенгский монастырь поступил во владение Соловецкой обители, посылавшей сюда и своих игуменов. Затем с 13 февр. 1700 г., по указу Императора Петра I он приписан был, для лучшего устроения, к архиерейскому дому, а с 1764 г. совершенно упразднен с причислением Троицкой церкви к Кольскому собору и с обращением ее в кладбищенскую. Несмотря на ремонтировку ее в 1857 г., церковь эта в 1882 г. совершенно закрыта. О возобновлении ее озабочены, как сказано выше, члены церковно-приходского попечительства, в чем особенно деятельное участие принимает Макс. Осип. Лоушкин, один из опытных капитанов Мурманского пароходства.7)

В городе же Коле, в 200 саж. от соборного храма, имеется часовня во имя Всемилостивого Спаса, неизвестно когда устроенная и довольно благообразная как с внешней, так и с внутренней стороны.

В становище “Еретики”, на Мурманском берегу, в 90 верст. от г. Колы, имеется приписная к Кольскому собору деревянная церковь в честь св. равноапостольного и великого князя Владимира, устроенная в 1890 г. московским 1 г. купцом Николаем Петр. [211] Алексеевым, но доселе еще не освященная, так как в ней, кроме довольно приличного иконостаса, нет никаких богослужебных принадлежностей. Притом, и жителей более или менее постоянных при сей церкви, также нет. В виду сего обстоятельства бывшая рядом с сей церковью другая маленькая церковь в честь св. Алексия, человека Божия, построенная в 1874 г. на средства Кольских мещан братьев Химагиных в память посещения Мурмана Его Императорским Высочеством, Великим Князем Алексием Александровичем, в 1896 г. перенесена в Разнаволоцкий лопарский погост и несколько увеличена благодаря щедротам о. И.И.Сергиева.

Причт Кольского соборного прихода состоит из 5 членов: протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков, из коих первому с 1894 г. положено казенного жалованья 392 р., второму 294, третьему 147, четвертому и пятому по 98 р., а всем вместе 1029 р. Кроме того, дохода на причт получается ежегодно от 600 до 700 р. Причтовых домов два: один двухэтажный для протоиерея и священника, устроенный в 1890 г., и другой одноэтажный для остальных членов причта, перестроенный из дома, пожертвованного умершей мещанской девицей Матроной Сусловой.

Настоятелем собора состоит протоиерей Александр Иннокентиевич Попов, 69 л., конч. курс семинарии по 2 разр., в сане священника с 8 апр. 1848 г., на занимаемом месте с 24 июля 1884 г., в сане протоиерея с 30 авг. того же года. Священник Лавр Феодоров Сперанский, 35 л. домашнего образования, на епарх. службе в должности псаломщика с 1889 г., в сане диакона с 1892 г. и священника при Кольском соборе с 25 сент. 1894 г. Диакон Николай Хрисанфов Азлов, 38 л., увол. из 1 кл. и дух. семин., на службе в должности псаломщика с половины 1877 г. и в сане диакона при соборе с 14 июня 1892 г. Из двух псаломщиков один Андрей Алексиев Ручьев, 37 л., конч. курс дух. учил., на [212] службе с 1882 г., при соборе с 5 мая 1894 г., и другой Петр Федоров Катаев, 22 л., конч. курс Яренского духовн. училища, на службе с 16 сент. 1894 г.; до сего же времени с 23 ноября 1892 г. он состоял учителем в одной из церковно-приходских школ, Вологодской епархии.

 


[206]
1) Составлено свящ. Смирновым.
2) В состав его до конца пятидесятых годов нынешнего столетия входили также семь нижеследующих приходов 1 благочиния.

[ 208]
3) Христ. в пред. Арх. еп., стр. 36.
4) Там же стр. 31.
5) Там же стр. 36.

[209]
6) Опис. Арх. губ. Фонъ-Пошмана. 1802 г. т. I, стр. 177.

[210]
7) Более подробное исследование об этой церкви, а равно и Ново-Печенгском монастыре, будет помещено в истории Печенгской обители.

 

<<< к оглавлению || следующая глава >>>

 

OCR Monia Rosomaha, 2010

HTML И. Воинов, 2010

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика