В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Н. Харузин, РУССКИЕ ЛОПАРИ (Очерки прошлого и современного быта).
Москва, 1890 г.


II.

Очерк истории лопарей
(продолжение ч.2).

Сопоставляя все эти сведения, следует прийти к заключению, что лопари в пределах России занимали в разное время пространство от берегов Ладожского и Онежского озер до южного берега Кольского полуострова, что они прошли широкой полосой по северу России от границ Финляндии до р. Нюхчи и Водлозера. Но и в Финляндии является возможным отыскать следы лопарей, и притом на всем протяжении ее. Многие по всей Финляндии рассеянные названия озер, заливов и т. д., говорить Шотт, доказывают, что лопарь был более древним жителем Финляндии, из [20] которой, двигающейся за ним, знакомый с земледелием, Суомалайнен вытеснил мало-по-малу своего еще кочевого брата к северу1.

Далее он приводит примеры таких названий как Lappi-jarwi — Лопское озеро, Lapin-laksi (или lacht) — Лопская лахта, Lapin-salma — Лопский пролив, Lapin-Kangas — Лопская дубрава, lapin-linna — Лопское укрепление. Нет недостатка, заключает он, и в могилах (haudat) и искусственных каменных кучах (raunist), которые названы по имени лопарей2. Кастрен сообщаете, что жители Аконтлаки (Бабья губа) указывали ему также каменные кучи, называемый “лопарские кучи”, которые однако Кастрен считает не лопарского происхождения; в Русской Карелии, около Каяны ему показывали лопарские могилы3. По иностранным известиям XVI в. лопари жили в Остроботии и в лесах Финляндии везде, откуда вновь прибывавшие насельники-земледельцы не успели их еще вытеснить. В записях касательно Тявзинского договора (XVI в.) упоминаются Каянские лопари4.

Разбросанные на огромное пространство лопари естественно должны были выдерживать на себе натиски других племен, и по мере передвижения этих последних передвигаться сами. Этот период истории лопарей является наиболее темным. Вопросы когда они перешли в Кольский и Скандинавский полуострова, натиски каких народов им приходилось выдерживать, когда началась и как велась эта борьба — должны пока оставаться неразрешенными. Про русских лопарей можно только сказать, что им пришлось выдержать упорную и продолжительную борьбу с карелами, которая и ограничила лопарей в рамках Кольского полуострова. Борьба, которую выдерживали лопари, не имела, конечно, характера борьбы против завоевательных стремлений карелов. Эти последние, совершая грабежи и разбойничьи набеги на лопарские селения, вытесняли их мало-по-малу из прежних мест жительства и вытеснив их наконец из пределов современного Кемского уезда, карелы все-таки продолжали свое поступательное движение и неоднократно тревожили забитых за полярный круг лопарей. Воспоминания об этой борьбе следует, вероятно, видеть и в многочисленные преданиях о чуди, о которых нам придется говорить подробнее ниже и в известном всем рассказе о Валите или Варенте. Кастрен сообщает, между прочим, предание, записанное им около деревни Аконтлаки, по которому в то время “когда Москвой правили еще князья, а не цари, жили в Аконтлаки, два лопарских шамана, которые вылечили одного московского князя от смертельной болезни и в награду за то получили близ местности, ими обитаемой, право исключительных рыбных и звериных промыслов. Предание прибавляет, что пограничные финские жители перебили лопарей и присвоили их владения себе, хотя лопари готовы были уступить им свои права без сопротивления5. В этом предании сквозь поэтические прикрасы нельзя не видеть глухого воспоминания о борьбе лопарей с соседним финским племенем, кончившейся удалением лопарей [21] из указанной местности. Однако не всегда дело шло путем борьбы: по преданиям самих лопарей и соседних им финнов случалось и так, что некоторый финские семейства мирно переходили жить в Лапландию6 и там по-видимому либо сливались с лопарями, либо постепенно вытесняли их.

Вот почти все, что можно сказать про жизнь лопарей до той эпохи, когда они подпали под власть своих скандинавских и русских соседей, имевших такое большое влияние на их судьбу.

Следует еще заметить, что у самих лопарей почти не сохранилось преданий о своем отдаленном прошлом. Кроме упомянутого выше предания, записанного Гегстремом, мы встречаем еще сведения, по которым лопари помят, что они пришли с востока, но без дальнейших подробностей7. Далее Гегстрем сообщает еще предание, записанное им со слов лопарей, о происхождении этих последних: на расспросы свои, откуда лопари пришли, Гегстрем получил ответ, что некогда лопари и шведы составляли один народ и что родоначальники обоих народов были родные братья. Поднялась однажды сильная буря: один из братьев испугался и спрятался под доску. От потомков его произошли шведы, и Бог из той доски, которая послужила убежищем одному из братьев, сделал ему дом. Другой брать был храбрее и не хотел прятаться от бури — он то и сделался родоначальником лопарей, которые долго продолжали жить кочевой жизнью, не имея хорошего жилища8. Это бедное и далеко не полное предание имеет, на наш взгляд, лишь значение доказательства весьма продолжительного соседства обоих народов; эта та долгая, многовековая жизнь обоих народов друг с другом и заставила лопарей составить предание о родстве своем со шведами. О времени встречи обоих племен, конечно, невозможно сказать что-нибудь определенного: единственно, что является, повидимому несомненным, что столкновения между ними начались еще в очень глубокой древности. Томсен в своем сочинении “О влиянии германских языков на финско-лоларские” цитирует слова проф. Дитриха, по мнению которого лопарский язык должен быть поставлен в ряду наиболее древних источников познавания языков германских: в нем встречаются заимствования из шведского, причем не только из современной формы шведского языка, но и из более ранней формы его — более старинной чем самые древние законы, писанные на шведском языке. Рядом с этим, продолжает автор свою цитату, встречаются заимствования из той эпохи, которая должна была предшествовать эпохе языка Эдды9.

Отсюда видно, что давно уже и не на памяти истории началось общение шведов с лопарями. Где столкнулись эти племена в первый раз друг с другом, жили-ли они все время с эпохи этого столкновения рядом, или неоднократно расходились и снова встречались — решить трудно. Несомненен лишь тот факт, что не первое столетие [22] до времени первых известий о них скандинавских источников он соседи друг с другом, не первое столетие состояли то в миролюбивых, торговых отношениях, то во враждебных.

Давность столкновения обоих народов подтверждается еще и тем, что лопари оставили по себе воспоминание в произведениях народного творчества скандинавов: карлики, или лучше сказать племя карликов, которому отведено такое большое место в сказаниях скандинавов, по общему мнению, есть ничто иное как лопарское племя.

Остается еще вопрос: на какой степени культуры стояли лопари в эту далекую доисторическую эпоху своей жизни. Дюбен па основании данных, полученных им из исследования языка лопарей, так рисует нам культуру их в момент, когда они в незапамятные времена впервые столкнулись с северными представителями германской расы. Лопари, пишет он, в это время не составляли правильного, организованного общества и не выработали еще правильного управления. Они находились на патриархальной стадии развитя и делились на отдельный семьи, с многочисленными наименованиями, для самых различных видов родства. Они не знали других мер, кроме мер естественных (локоть, дюйм); меры веса им не были известны. Считать они могли лишь до десяти и долгое время, в счете не шли дальше этого числа. Они не умели считать время, не знали письмен, и никакого вида искусства, кроме разве вырезания по дереву. Единственные письменные знаки были тамги, которые с древних веков сохранились и по наше время и которые можно встретить при метке на ушах оленей. Они не были знакомы ни со скотоводством, ни с земледелием; не были им также знакомы даже самые простые предметы производства других народов. Автор считает несомненным, что лопарям в эту эпоху были известны способы утилизировать северного оленя и вероятным, что лопари сделали оленя в то время своим домашним животным, по доить его они еще не умели и молоко им не было известно. Одежды лопари изготовляли не из растительных материалов, а из кож оленей или шкур диких животных; искусство сшивать одежды им было уже знакомо, именно при помощи ниток сделанных из жил. Металлов они не знали. Нельзя, по мнению Дюбена, сказать с достоверностью, умели ли они строить себе жилища и вероятнее, что жилищами служили им пещеры или древесные ветви. Все доказывает, что лопари были в то время уже рыболовами и охотниками, и что собаку они успели уже сделать ручной. Такова картина, заключает Дюбен, которую дает нам о лопаре изучение языка — и первое появление его в истории показывает нам его приблизительно таким же, каким он был в эпоху своего первого столкновения со скандинавами”10.

Что касается степени культуры лопарей, населяющих и населявших Россию, то, так как основательное изучение их языка не было еще предпринято, этот вопрос остается неразрешенным. Некоторое освещение в этом отношении могут дать раскопки в Олонецкой губ., в тех местностях, где заведомо жили лопари. Попытка такого рода была сделана И. С. Поляковым: следуя указаниям Лазаря Муромского, он предпринял раскопки около Муромского озера. Действительно около монастыря, при устье [23] речки, вытекающей из озера, ему удалось найти обломки глиняной посуды и кремешки, обделанные рукой человека. Отсюда можно прийти к заключению, пишет И. С. Поляков, что обломки глиняной посуды и кремни принадлежали тому народу, на который указывает Лазарь11. Если эти остатки принадлежат действительно лопарям, а не другим племенам, о которых так же упоминает Лазарь, то следует прийти к заключению, что лопари, сравнительно поздно познакомились с употреблением металлов, или что употребление металлов не успело еще в то время, к которому следует отнести находимые каменные орудия, вытеснить употребление каменных орудий: вот все, что можно сказать о древней культуре русских лопарей.

Этим, я думаю, можно кончить очерк первого периода жизни лопарей, период предшествовавший покорению их скандинавами и русскими насельниками. Что касается второго периода истории лопарского племени следует заметить, что сведения, относящиеся к нему не сразу переступают порог сказочного эпоса, что не сразу история лопарей этой эпохи становится достоверной. Ряд сказочных преданий, поэтических арабесок украшает бывший в действительности факт и заставляет подчас недоумевать, где нужно провести грань между поэтическим творчеством певца и действительностью. Лишь после долгих сумерек, в неясном свете которых сливаются все факты в неопределенные очертания, известия мало-по-малу освобождаются от поэтических изменений и входят в период документальной истории. Этот период сумерек исторических продолжается одинаково как для скандинавской, так и для русской Лапландии до XVI в.


1 Schott: Land und Volk der Lappen. br. Zeitschrift f. Ethnologie. 1875. t. VII р. 29. [20]

2 См. о том-же у Аlquist: в Ж. М. Н. Пр. стр. 171. 1877 г. июль. Изложение по Альквисту о Древней Культуре Зап. Финнов. [20]

3 3. И. Р. Г. О. II. стр. 598. [20]

4 Арх. Г. В. 1869 г. № 70. и 3. И. Р. Г. О. П. стр. 601. [20]

5 З. И. Р. Г. О. II. 598. [20]

6 Ibid, стр. 597.

7 Düben: La Laponie et Lapons в Congres international des sciences geographiques, 1878 рр. 238-340. [21]

8 Р. Högström. Beschreibung des lapplandes 1748, стр. 65. [21]

9 W. Thomsen. Über den Ein fluss der germanischen Sprachen auf die Finnisch-Lappischen. р. 6. [21]

10 Düben: La Laponie et Lapons. [22]

11 3. И. Р. Г. О. IX, стр. 52. [23]


← предыдущая | оглавление | продолжение →

© OCR Игнатенко Татьяна, 2014

© HTML Воинов Игорь, 2014

 

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама:
*


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика