В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Перепечатка из известий Императорского Русского Географического Общества, т. 19, СПб, 1883, стр. 12-16


О так называемых вавилонах

НА СЕВЕРЕ РОССИИ.

Вавилонами на севере Европейской России называют оригинальные каменные сложения, свойственные исключительно северу России, и, быть может, Сибири, как это нам известно по слухам. В Норвегии их, по-видимому, нет, по крайней мере, в известной нам литературе указаний на них не имеется; в пограничных местностях шведской и финляндской Лапландии вавилонов, говорят, несколько десятков; этому я склонен верить уже, потому что известный финский археолог Аспелин находил подобные сооружения по восточному берегу Ботнического залива, где они являются, таким образом, продолжением ряда сложений, имеющихся вдоль реки Торнео. Южнее они известны только на северном берегу финского залива, особенно в Нюландской губернии. По берегам Финляндии Аспелин насчитывает до пятидесяти вавилонов или лабиринтов. Гораздо более этих сложений по северным берегам России; берега Ледовитого океана и особенно Белого моря изобилуют вавилонами. Как далеко они идут на восток, я не знаю, хотя мезенские поморы говорили мне, что есть вавилоны и в их краю, особенно по берегам. Вавилоны попадаются и в глубине страны; я видел их в окрестностях Энаре: они разбросаны, говорят, по всей русской Лапландии; есть они также и на quaisi почтовом тракте между Кандалакшей и Колой. На Мурманском берегу эти вавилоны часто разбираются досужими рыбаками для своих нужд или для препровождения времени, а также лопарями, которые, чтобы не трудиться излишне, пользуются камнями вавилонов для своих очагов и жалких лачуг. О вавилонах Лапландии и северной России говорили уже некоторые путешественники, но до сих пор они ещё не описаны археологически, потому что их не считают памятниками глубокой древности, которой они на самом деле принадлежат.

Характеризовать вавилоны можно следующим образом. Это оригинальные сложения из небольших камней, образующие сложные узоры на земле. Общая форма этого узора – ряд концентрических незамкнутых овалов или эллипсов, которые своими не[2]замкнутыми частями переходят одни в другие, образуя, таким образом, непрерывную запутывающуюся линию. Если идти по дорожке, образуемой двумя смежными незамкнутыми овалами камней, то можно кружиться на небольшом пространстве и даже придти в слепой угол, из которого придётся идти назад. Выбрав же удачное направление, и не спутываясь в многочисленных изгибах завитка, можно выйти в место выхода или входа – avenue, в которое открываются дорожки лабиринта. Avenue обыкновенно обращено на юг. Всё вместе вполне оправдывает название лабиринта или вавилона, как у нас на севере обыкновенно зовут всякие сложные узоры. Иногда вход вавилона прямо ведёт к его центру, на котором возвышается центральное сложение вроде скамейки из камней или маленькой гробнички, если камни более или менее плитообразной формы окружают небольшое пространство. Эти гробнички обыкновенно бывают разрушены или человеком или от времени. По их незначительной величине трудно было бы предположить, чтобы они что-нибудь заключали. Я исследовал довольно тщательно несколько таких сложений и обыкновенно ничего не находил ни в центральной гробничке, ни на пространстве занятом вавилоном. Величина вавилонов различная, от одной до нескольких саженей в длинном поперечнике. Высота их незначительна, потому что они сложены из небольших камней; в узорах вавилона я не видел никогда камня более полуаршина высотой. Камни эти обыкновенно без следов обработки рукой человека, хотя в некоторых сложениях они удачно подобраны. Камни, составляющие центральное сложение, иногда несколько оббиты, для придачи им более или менее плитообразной формы. Около таких вавилонов находятся более или менее значительные кучи камней, а также иногда и другие узоры, выложенные из камней. Предания говорят различно об этих вавилонах. Приписывая их сооружение историческим и полумифическим личностям, лопари считают их или сооружением в честь своих сейдов – божеств, или за места водружения их идолов, Сторюнкаре и Тиермеса, или делом рук саив – злых и добрых гениев лопской земли. Надо согласиться, что действительно очень вероятно, что вавилоны имели значение в мифологии лопарей, как места кумирень или святилищ – piattsum – святых мест, которых так много разбросано во всей Лапландии. Нам говорили, что самоеды и другие инородцы севера также считают вавилоны за святые места. Русские приписывают [3] сооружение вавилонов или пустынникам, или разбойникам, или сказочной Лопи.

Одно из самых удобных для посещения местонахождений вавилонов нашего севера представляют Заицкие острова – из группы Соловецких, на которых вавилонов несколько, как лабиринтообразных, так и простых узорных. На большом Заицком острове кроме того есть ещё множество других простых каменных сложений, которые следовало бы изучить, как оригинальное проявление мегалитических построек, почти неизвестных на нашем севере. Мне, к сожалению, не пришлось долго остаться на Заицких островах и не удалось посетить другие острова Онежской губы, а также Кемские кузова (острова), на которых, говорят, также есть лабиринты. Монахи, обитающие на Заицких островах, приписывают сооружение вавилонов спутникам Петра Великого, принуждённым бурею прожить несколько дней на этом острове. От безделья они сложили эти вавилоны. По другому сказанию, виновниками их сооружения были праздные богомольцы, украсившие деревянными крестами многие из куч камней, быть может, также сложенных в мегалитическом веке. Так как паломники действительно во многих местах в память какого-нибудь события воздвигают кресты в куче камней, то надо быть очень осторожным в разборе настоящих памятников каменного века.

Каково же значение этих любопытных сооружений? Мы уже указали на возможность признания их за места водружения лопарских идолов, на это указывают и предания лопарей. Они, без сомнения, принадлежали к древнему культу, но только едва ли к культу предков. Нельзя даже назвать гробничкою центральное сложение лабиринта, не только чтобы мыслить о погребённом; отрицательные результаты находок, полученные нами, правда, слишком не многочисленные, также говорят за это. По нашему мнению, эти лабиринты, как и другие каменные узоры нашего севера, должны быть отнесены к совершенно оригинальному виду мегалитических построек и могут быть поставлены рядом с кругами кромлехов или простыми каменными кругами без центрального сложения, а также около великорусских курганов. Я рассматриваю вавилоны, как позднейшее и более совершенное развитие каменных сложений в форме кругов. Круг сам по себе есть дальнейшее развитие прямолинейных фигур, свойственных началу человеческой культуры. Из четы[4]рёхугольника каменного сложения, вроде древнейших дольменов, образовался круг более нового дольмена или кромлеха, подобно тому как прямолинейные формы узоров каменного века заменились круговыми — линейными более совершенными, изящными. Круг кромлех развился в ряде концентрических кругов более новых кромлехов. Из этих последних развились более сложные фигуры, и я мог констатировать на кругах и кромлехах каменистой Аравии переход из более простых сложений в сложения высшего порядка. Одиночные кромлехи и круги, соединяясь между собою, образуют целые сложные узоры, о которых я говорил в своей работе “Обитатели каменистой Аравии” (“Журн. Мин. Народн. Просв.” 1882). По отношению к вопросу о вавилонах я могу указать и на отношение узора их к узорам вещей бронзового века, найденных в пределах финско-уральской группы народов и даже скандинавов. Если посмотреть Antiquites Suedeises Монтелиуса и Muinaisjäännoksia Suomen suwunasumus-aloita (Финские древности) Асцелина, то можно увидеть сходство узора вавилонов с узорами бронзовых изделий финно-уральцев. Более или менее определённое положение вавилонов указывает, что они принадлежали одной определённой группе народов. Замысловатая же форма этих сложений имеет, без сомнения, символическое значение или мифическую подкладку; завиток, сложенный из камней, не имеющий конца, по аналогии с символической бесконечной линией других народов арийских и негрийских, может символизировать и бесконечность мира, и змея, т. е. злое начало, как завиток спирали у зендских народов символизировал Аримана, обхватившего весь мир бесконечной властью. В виду господствующей в настоящее время теории о народах урало-алтайских, как первобытных обитателях севера, надо сперва выяснить символическое значение многих узоров, встречающихся на их изумительных по отделке бронзовых изделиях, и замысловатых спиралей их украшений. Вавилоны севера тогда могут явиться важным подспорьем для познания воззрений этих первобытных народов.

А. И. Елисеев.

Чл. сотр. И. Р. Г. О.


Печатано по распоряжению Императорского Русского Географического Общества.
Типография А. С. Суворина, Эртелев пер., д. 11-2.

 

Оригинал текста 2,63 мб

© OCR Саблина Анастасия, 2011 г.

© HTML Игорь Воинов, 2011 г.

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама:
*


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика