В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Новые и достоверные известия о лапландцах в Финмархии, об их языке, обрядах, нравах и о прежде бывшем языческом их законе.


Отделение XVI.

О лапландских свадьбах.

Весьма редко случается то, чтоб лапландец взял за себя норвежанку, так как и норвежец женился бы на лапландке.

Когда лапландец берет за себя невесту, тогда приводят его к ней. Он делает ей небольшие подарки по его достатку, которые состоят в кошельке, в кольцах и тому подобном. Родственники новобрачного входят все в дом невесты выключая жениха, который до тех пор у дверей стоять должен, пока хозяин взойти ему позволит; тогда тот, который о женихе предлагать должен, подносит отцу и не[122]весте рюмку водки есть ли оную не примут, то сие есть знак отказу; когда же отец выпьет, тогда заключают из того, что предложение его хорошо принято; потом поднеся прочим сродникам, просит дозволения говорить о невесте и начинает предложение жениховым именем весьма учтиво и ласково.

Тогда призывают женихи, который должен по середке шалаша стоять и если он услышит согласите, то дарит невесту и всех прочих принесенными подарками, обещает невесте новое платье и уходит потом домой с своими сродниками.

Сие обыкновение продолжается у них до сих еще пор. Когда же отец переменит свое слово и не отдаст своей дочери, тогда не только его дарить должно, но и потребовать с него выпить водку.

Когда невеста сговорена, тогда жених посещает ее, как можно чаще и приехав к ее жилищу поет похвальные ей песни; однако сие обыкновение не всегда употребляют: но всякий раз, когда он ни приедет, привозит с собою водки и табаку. Если он невесту любит, то в свадебный день надевает лучшее праздничное [123] свое платье и перевязывает волосы разными лентами.

В других местах женихи без всяких уборов венчаются, и по женитьбе празднуют на другой день без лишних хлопот. Сродственники дарят невесту или деньгами или оленями.

В Алтен праздновали некогда свадьбу следующим образом. По женитьбе шла невеста с женихом и родственниками в дом тамошнего начальника, где по прибытии гостей были они подчиваемы на счет жениха. Пища была средственная и состояла в одном только супе, в жарком и в небольшом количестве патаки; как скоро все поставленное при окончании пира снимается, то жених с невестою и прочие гости домой уходят.

В Киельфигере отправляется свадьба еще с меньшими хлопотами. По совершении брака собираются как невеста и жених так и родственники на открытое поле, съедают барака к тому приготовленного и по том все домой уходят.

Лапландцы не употребляют никакого музыкального инструмента при свадьбе; они не знают также правил как с согласием петь должно и так к оному неспособны, что [124] никто их них досель не мог тому научиться. Оставя врожденную неспособность, язык их и выговор весьма груб: от чего песни их похожи более на рев, нежели на согласие.

По окончании свадьбы должен жених целый год пробыть у тестя. По прошествии сего времени позволяет он ему разбить свою палатку и назначить свое жилище прибавя к тому небольшой подарок состоящий в малом скоте, в горшках, котлах, и прочих домашних надобностях.

О болезнях Лапландцев.

Самая опаснейшая в роде человеческом болезнь есть чума, которая в Финмархии весьма редко случается: а когда приходит, то в 30 или 40 лет однажды. Прежде сего она у них так была жестока, что целые семейства от оной умирали. Один молодой шотландец привез с собою сию болезнь в горные жилища и норланцы, живущие там летом, оною заразились: потом возвращаясь с гор принесли они ее в свое отечество и приходя на берег Финмархии для рыбной ловли занесли оную.

Исключая головной боли лапландцы по большой части здоровы и крепки: а боль в желудке вылечивают они выпив несколько [125] теплой крови вытекшей из оленя; тюленьей крови пьют они от жестокой зубной болезни, которую без того не скоро вылечить можно.

Лапландцы бывают одержимы разною зубною болезнью; самая жестокая причиняется червячком, который бывает в зубах желтого цвету с черною головкою, величиною с пшеничное зерно.

Глазную боль вылечивают они особым образом. Я не хочу упоминать о способе оного; ибо он здесь совсем не известен. Замерзлые члены оживляют они маслом, которое вытапливают из сыру сделанного из оленьего молока.

Раны на руках и на ногах перевязывают они жилами вытянутыми из задних ног оленя; по их словам мужчинам помогают жилы вытянутые из оленя, а женщинам из оленицы. Когда лапландец умирает, то кладут его без одежды во гроб посыпанной опилками и покрывают только с верху простым сукном, и относят без дальних хлопот самые близкие его сродственники в могилу, а оставшиеся по нем наследники подчивают провожающих по достатку обедом. В прежние времена погребали почитаемых ими в лучiем месте, [126] то есть: там, где они молились; прочих же в других местах без разбору.

Еще к особым обыкновениям лапландцев относится следующее: новорожденному младенцу дарят они обыкновенно оленицу и все рождающиеся олени для него выкармливаются; от чего он со временем получает собственное имение состоящее из оленей и когда отец умрет, то дети делят оное.

<<< оглавление | далее >>>

© OCR Игнатенко Татьяна, 2013 г.

© HTML И. Воинов, 2013 г.

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: Статьи о рыбалке в Казахстане *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика