В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Новые и достоверные известия о лапландцах в Финмархии, об их языке, обрядах, нравах и о прежде бывшем языческом их законе.


Отделение XX.

О прежде бывших Лапландских жертвоприношениях.

Порядок, по которому должны были приносить жертву старые Лапландцы, бал различен; мы опишем оной покороче. По большой части приносили они в жертву зверей, а особливо оленей, овец, морских собак, тюленей, а иногда молоко, сметану, сыр и прочее.

Обряды во время жертвы также различны были. Часто жертвовали они целым зверем, а часто и половиной; иногда съевши мясо, жертвовали костями; в том месте, где приносилась жертва, обмазывали деревья кровью.

Кто убивал медведицу, тот сняв кожу вынимал из нутрии оной печень и вешал ее на шест в том месте, где застрелил медведицу; вместо жертвы при зачатии младенца приносили в жертву оленя: во время его рождения зарывали из благодарности к богам живую собаку, а по счастливом разрешении от бремени зарывали других зверей.

Еще жертвовали и бездушными вещами, как то: выливали на землю водку и сливки: для сохранения скота иногда оставляли они свое жилище; также лили на пол молоко [133] в благодарность богам на месте.

Отчаянные болезни, дурная ловля как зверя так и рыбы принуждали их по большой части приносить жертвы, которые только тогда они исполняли, когда счастливо им удавалось; на том месте, где убивали они дикого оленя, оставляли рога и ноги в знак приносимой жертвы.

Прежде находилось весьма много таких мест ими называемых снятых гор, где Лапландцы жертвовали, как то: в Архангельском заливе, в Селевеизе, в Танене, в Лаксе фиордском и Киолефиордском заливе и многих других; но мы упомянем только некоторые.

Меиске саре нассе алдо есть гора, которая лежит в Варанском заливе и служит Лапландцам убежищем; вершина оной плоская и у подошвы вокруг ее усажено березками. В сем месте они богу Стор-юнкаре особую приносили жертву.

На горе Стирен алдо приносили они жертву грому.

На берегу Рито-зиок или на месте называемом у Лапландцев горшешная гора, которая для того сим именем называется, что на сем месте приносимое мясо в жертву варили в горшках, находится камень, [134] которой похож на человека.

В южной части Порангского залива в полумиле от моря находятся наиславнейшие места, где приносили прежде жертвы старые Лапландцы; там лежат два большие камня обросшие мхом, подле которых воткнуты шесты, где Лапландцы обедывали и оставлены на том месте кости богам приносимые; на сих шестах были вырезаны следующие литеры:

III XXX III +++ III XXX.

Леуние-яузре-луоло есть остров лежащий на небольшом озере, из которого вытекает река Порзангер, славящаяся семговою ловлею; на одной стороне острова лежат большие кучи оленьих рогов, которые уже совсем сгнили: на сем месте сделан был Лапландцами храм, который весьма был славен. Всех тех оленей, которые были убиты на сем острове, кости оставлены в знак благодарности и уважения.

На одном сером камне лежащем на берегу находится белое пятно изображающее человека, которому отдавали божеское почтение и кидали на оное табак, как самую лучшую вещь.

В селе называемом Киоллефиорд находится камень чрезвычайной величины, который [135] потому и назван Лапландской храм. Приносили ли они тут жертву, сие неизвестно.

Сколько много они почитали сии места, то они сами сие доказывали, ибо приезжая к оным надевали лучшие платья, становились пред ними на колени, ездили туда ежегодно, и приносили жертвы. Они не живали подле таких мест, думая, что плачь детей должен богов беспокоить; для сего всегда воздерживались, чтоб близко не стрелять и не кричать.

Когда женщины проезжали сие места, то не должны были смотреть, а закрывали руками глаза; а мужчины не могли там надевать те башмаки, которые в одном сундуке с женскими лежали.

Лапландцы не только одни горы почитали жилищем богов, то также озера и реки; что и от имени заключить можно, как на пример: Аилекис-яудре, святое озеро: Пассе-Иок, святая река; жертвы также приносимы были и на тех местах, где колдуны их приказывают.

Из всего нами описанного можно довольно заключить, сколь неосновательно было о истинном Боге понятие у сего народа; для чего Король Людвиг по прозванию смиренной [136] почел себе за удовольствие распространить на севере Христианской закон и успел до того, что была там построена церковь, где и до ныне имя Великого Бога прославляется.

КОНЕЦ.

Конец

 

© OCR Игнатенко Татьяна, 2013 г.

© HTML И. Воинов, 2013 г.

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: Прочитал отзывы об этой стоматологии и сразу обратился к ним. *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика