В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Новые и достоверные известия о лапландцах в Финмархии, об их языке, обрядах, нравах и о прежде бывшем языческом их законе.


[1]

Отделение I.

О происхождении Лапландцев.

Лапландцы не знают сами о своем происхождении, и потому трудно о нем точно утверждать; на острове Гиедшое неподалеку от пролива Аале-Зунда (где во время противного ветра Король Христиан VI со своей супругой в 1733 году целую неделю пробыл) находится статуя, на которой изображено несколько датских стихов следующего содержания: “Финд убил своего брата, не могши согласиться с ним о дороге, и ушел в северную часть государства, где его потомство весьма размножилось, от него произошли: все [2] норвежцы, которые называют себя финляндцами”. Если и допустить, по мнению некоторых историков, что вышеуказанный Финд был один из предков славного и многими памятниками возвеличенного норвежца Финда, сына Арноева, их поколения Гвицкого: то почти невероятно чтобы он был праотец Лапландского поколения; ибо Лапландцы или так называемые финляндцы суть весьма различны от прочих обитателей Норвежского государства; они имеют совсем особый язык, который с норвежским так мало сходствует, как латинским с арабским. Финляндцы происходят также от лапландцев, в шалашах у берегов живущих, и различествуют от обитающих на горах.

Лапландцы во многом сходны с древними скифами. Историки описывают нам то, что одежда их состоит из звериных кож, что они не имеют себе определенного жилища, что странствуют по государству с женами своими и детьми, не знают землепашества и питаются звериной ловлей; итак, по образу их жизни видно, что они происходят от скифов; а сходствуют ли между собой языки их, [3] то могут испытать ученые. Лапландцы называют гром диермсс, а скифы тарами.

Также говорят, что есть много сходства между Лапландцами и древними израильтянами.

Лапландцы, так как и жиды, по большой части черноволосы и небольшого роста. Они пришивают ленты к поясу, так как и лапландцы обшивают платье лентами (что в следующем отделении о платьях сего народа сказано будет). Субботу почитают жиды святой; она провождается лапландцами в обрядах их закона и в волшебстве. Старинные песни лапландцев весьма похожи на пение жидов в их синагогах. Последние не приносили жертвы истинному Богу, так как им было предписано, да и лапландцы не лучше их поступали. Жиды воздвигали камни и всякие изображения, которым они воздавали почесть самого Бога; тогда и Лапландцы имели такое же служение; о чем уверяет нас множество оставшихся известий. Жиды не делали алтарей из вытесанных камней, также и алтари лапландцев состояли из диких и неровных камней; к некоторым железо не должно было прикасаться. [4] У Жидов мужчины должны всегда варишь пищу, такое же и у лапландцев заведение; и так, хотя великое есть сходство между этими двумя народами, однако из того не следует, что лапландцы произошли от израильтян.

Что же касается лапландцев и финляндцев, составляющих один народ, то это есть уже всеми принятое мнение, не только для весьма сходствующих слов в их языках, но и для вероятнейших причин, и если положить, что прежде лапландцы с финляндцами были один народ, то нужно сделать хотя бы малое различие между этими двумя нациями, которые ныне в языке и нравах друг от друга отступают, и так как всех тех называют лапландцами, которые живут на берегах Финмархии, и так как прочие норвежцы упражняются в скотоводстве: частью же кочуют на горах и составляют с вышеописанными один народ, у которых одинаковый язык, нравы и обыкновения.

Лапландцы, выводят начало своему имени за несколько столетий и оным не обижаются, однако обитатели Финландии весьма негодуют на то, если финмарха назовешь финляндцем; потому что [5] они велят им называться лапландцами, и думают, что имя финляндца предпочтительнее; и потому им одним свойственно. Но мы, продолжая описание, будем всех их называть Лапландцами.

Отделение II.

О лапландском языке.

Язык лапландцев кажется совсем особливым и от всех прочих в сходственности отступающим. Он имеет с одним финляндским некоторое сходство: но все эти языки меньше между собой сходны, нежели датский с немецким. Еще похож несколько лапландский на еврейский язык, однако же из того не следует, чтобы первый от последнего происходил. Для примера найти можно несколько слов, которые от латинского и греческого происходят, не заключая из того, чтобы один происходил от другого; так как часто случается, что некоторые слова в обоих языках между собой соответственны. Правда, что многие слова лапландского языка с финляндским, датским или так на[6]зываемым норвежским сходствуют: не все еще правила их разговора так отличны, что если они заговорят своим языком, то один другого разуметь не может.

Языку лапландцев и самые близкие соседи норвежцы не учились; хотя он, как и другие языки заслуживает быть утвержден на правилах; он имеет в своем изъяснении нечто особое; немногими словами заключает полный и ясный смысл периода, или одним словом весьма много дает разуметь: напр. (ланбага ициам) значит мой малой хлебец, атц показывает уменьшение, а ам – это притяжательное местоимение.

Этот язык имеет также несколько этимологических фигур, Prothesin, Aphaeresin, Sincopen, Paragogen, Apocopen и так далее. В нем находятся так, как и в прочих языках, разные наречия и все части речи как имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие. Слово товарищ, или как французы называют Camerad изъясняет лапландец двумя словами (пассе-велье), когда он начинает говорить дружески с норвежцем, то называет его (пассе-велье), [7]то есть друг мой или товарищ, однако это точно значит брат; а если говорит он с женщиной, то называет ее (пассе оксобба), т.е. сестра.

Лапландцы очень почитают кладеных своих оленей и для того, если хотят кого предпочесть, называют (гаерже истц) или кладеной олень. Следующий пример это объяснить может. Некоторый лапландский управитель был горд, и хвастался собой; для чего они о нем говорили, что он чванится, как кладеной олень.

При случае лапландских речей позабыл я еще прибавить одно изъяснение, которое они употребляют, когда хотят описывать несчастье какого-нибудь человека, и если он знатного какого рода и почтен между ними: то говорят они так, показывая через то свое участие: о бедная! (бестия), у нас означает хотя это слово грубость, но у них познается через это доброе сердце и сожаление.

[8]

Отделение III.

О нравах и о свойстве лапландцев.

Дети лапландцев как дородны лицом, так и телом, однако же это проходит с годами. Взрослые лапландцы смуглы лицом, имеют короткие волосы, большой рот, впалые щеки, острый подбородок и большие глаза, как будто бы от слез закрасневшиеся. И хотя с этим родятся, но еще больше умножается это от всегдашнего дыма в их палатках и от беспрерывной езды в метели по горам, где снег в глаза набивается; также и от того, что большую часть года бывает снег, от чего так слабнут их глаза (что часто случается, когда они возвратятся со звериной ловли), что они на несколько дней со всем ослеплены бывают.

Иные писатели говорят, что кожа лапландцев так как и у диких зверей обрастает шерстью, другие же утверждают, что они, подобно циклопам, имеют один только глаз посреди лба. Такие сказки не заслуживает внимания, так как еще некоторые утверждают, что лапландцы имеют худое обоняние, но сие не есть [9] врожденное, а происходит от их платья, которое все закопчено и рыбьим жиром вымазано.

Лапландцы, хотя и малого роста, но весьма сильны: они крепкого сложения и стужей и работой так укреплены, что для лучшего объяснения сочинитель предлагает следующий пример, которому он был самовидец.

Как я был в Алтене, городе западной финмархии, говорит сочинитель, проповедником: то пришла ко мне женщина, перешедшая горы, покрытые снегом; хотя еще и не больше было пяти дней тому, как она разрешилась от бремени, и просила меня, чтобы по их обыкновению ввести ее в церковь.

Горные лапландцы выдерживают весьма большую стужу; живущие же на берегах любят чрезмерную теплоту, что так крепко закрывают свои шалаши, чтобы ни дым, ни теплота не выходили.

Как лапландцы своей жизнью весьма укреплены, то скоро исцеляют еще не усилившиеся свои болезни, и весьма легкими средствами получают прежнее здоровье.

Это врачам покажется удивительно, но сочинитель утверждает, что сам видел.

[11] таким образом, привыкают к этому еще с малолетства.

Они скоро ездят на своих оленях не только по ровному полю, но и по крутым горам вниз и вверх, и, управляя ими, перекидывают на бегу по воде с одной на другую сторону так скоро, что почти и приметить невозможно. Жители, у берегов живущие, умеют также хорошо управлять своими лодками, и они в искусстве матросу лучшему не уступят.

Тело их от природы гибко, но еще более способствует этому их пища, так как они любят рыбий жир и сало, к которым привыкают с малолетства.

Они умеют ножом вырезать разные фигуры из дерева и рога и делать всякого рода посуду, которая служит довольным уверением, что нет у них недостатка в искусстве; они сани свои так плотно и крепко делают, что ни капля воды пройти в них не может. Они вырезают себе ложки из рога, украшенные разными цветами (смотри в 14 отделении о рукоделии лапландцев); бывают и женщины, которые также искусно режут ножом и еще более показывают искусства [12] в вязании поясов, кошельков, которые они витым оловом украшают.

Лапландцы весьма искусно стреляют; прежде употребляли они луки и стрелы, но ныне употребляют ружья, пули и дробь, коими они убивают как птиц, так и зверей.

К славе лапландцев отнести можно то, что они и не с давних времен, но основательное почерпнули о Боге понятие. Ибо прежде правления короля Фридриха IV , жили лапландцы в незнании. Между прочими похвальными его учреждениями в распространении христианской веры, которые он с нетерпеливым попечением продолжал, причислить можно и то, что он посылал собранных ученых людей для научения лапландцев вере; а потомки его Христиан IV, Фридрих V и ныне царствующий, о том старались. Прежде лапландцы были заняты суеверием и так были непросвещенны, что кто несколько слов написать или прочесть мог, тот уже считался между ними весьма ученым.

Теперь прошло время их незнания – они просвещены учением Евангелия, и не только читать и писать умеют, но [12] и когда их спрашивают о вере, то справедливо отвечают. В той округе, где я был проповедником, продолжает сочинитель, находилось весьма мало таких, которые не выучивали наизусть катехизиса. Один 70-летний старик (Ниелс Кистраид) выучил наизусть, несмотря на старость своих лет, три главные части катехизиса, хотя прежде и читать не умел.

Лапландцы с 38 лет так прилепились к вере, что прилежанием и рачением дошли до совершенства; а посланные туда проповедники их еще скорее бы наставили, если бы знали лапландский язык, так как без него с трудностью должно им изъяснять свое мнение.

Большая часть лапландских женщин не разумеют почти норвежского языка, но и те, которые живут у берегов, хотя и имеют сообщение по торгу своему с норвежцами, но так мало знают норвежский и датский язык, что едва ими изъясниться могут.

Лапландцы при принятии учения христианского закона не только были послушны и неупорны, но и отдавали великое почтение оному, хотя у них служение продолжается [14] около трех часов – те лапландцы сидели в шалашах своих с открытой головой и без роптания сносили чрезвычайную стужу из высокого почтения к слову Божию. Учителям своим отдают они должную справедливость и встречают всякого дружески, говоря: (буер атц), добрый отец. Они, при входе его, очищают ему первое место в своем шалаше, и предлагают ему свою пищу, то есть молоко, сыр и олений мозг; когда молитвы и проповедь кончится, тогда говорят : (кутос изнак ибтель санест) благодарим покорно за научение.

Многие в отсутствие учителей своих читают с прилежанием молитвы, а иные учат детей своих разным вопросам и ответам, и не только внимают слово Божие, но и стараются по оному поступать – к научению их не столько потребно труда, как к просвещению норвежцев, которые весьма дурную имеют привычку упорствовать.

Нрав лапландцев весьма тих и весел, они .не вступают почти ни в какие раздоры, живут порядочно, весело, и имеют отвращение к тем, которые женятся на близкой родне. [15]

У них нет ни воровства, ни драки; они также по старой привычке до тех пор ничего есть не станут, пока не скажут: благослови, Господи.

К их взаимной любви можно и то отнести, что не видно в обиталищах их таскающихся нищих; всякий бедный остается в своем шалаше и получает от других себе пищу. В Норвегии же, где гораздо лучшего ожидать должно, бродят нищие целыми кучами.

Лапландцы хотя и делают погрешности, но свойственные людям; иные упиваются, а другие в торговле стараются друг перед другом приобрести лишнее. К этому принадлежит следующий пример: в чем они друг друга обманывают. Весной находятся у лапландских оленей небольшие черви (gourmak) называемые, которые у них бывают под кожей и проедают ее, от чего убиваемые весной олени имеют всегда испорченную кожу и гораздо худшую против тех, которые летом и осенью снимаются, а чтобы продать и испорченную вместо хорошей, то заделывают они проеденные червяками дыры тонкой кожицей.

<<< оглавление | далее >>>

© OCR Monia Rosomaha, 2012

© HTML И. Воинов 2012 г.

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: gps tracker for kids *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика